Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа.
В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определение пересказу.
Ф.И. Буслаев рассматривал пересказ, как средство перехода к сочинениям. Главную цель пересказа он видел в том, чтобы научить детей понимать прочитанное и уметь правильно излагать мысли .
В концепции К.Д. Ушинского пересказ является важным средством развития речи ребенка, наряду с беседой по картинкам и в связи с прочитанным.
Он впервые ввел уроки «объяснительного чтения», которые характеризовались систематической работой с детьми над текстами, направленные на то, чтобы учащиеся учились понимать читаемое, выражать в их сознании ясные представления и активизировать мыслительную деятельность. Подготовительными упражнениями к самостоятельным пересказам он считал систему вопросов по прочитанному или прослушанному.
К.Д. Бархин указывал на то, что пересказ выступает в качестве средства проверки, понял ли ученик, что прочитал, запомнил ли он прочитанное, богат или беден словарь учащегося.
По мнению М.А. Рыбниковой пересказ представляет собой «устное или письменное изложение какого-нибудь текста, используемое в процессе анализа литературного произведения, является одним из способов раскрытия основной мысли автора, развития сюжета, характеров, особенностей индивидуального стиля писателя» .
Пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих его содержание. Пересказ - это творческий процесс, так как ученики, читая и анализируя текст произведения, отбирают слова и выражения, необходимые для передачи его содержания, и заменяют их другими. Именно пересказать содержание художественного произведения своими словами, сходными и одинаковыми по значению, выступает показателем понимания прочитанного.
Пересказ М.Ф. Гнездилов характеризует, как, довольно сложный акт переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценка отдельных моментов, отбор из них наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием .
Педагоги К.Д. Бархин, Ф.И.Буслаев, К.Д. Ушийский и др. считали пересказ одним из основных приемов объяснительного чтения и важным средством понимания учащимися читаемого и развития устной речи .
Существуют различные виды классификаций пересказа. По мнению И.И.Срезневского, «пересказы постепенно приучают дитя пользоваться богатством языка, изощряют его внимательность к словам и выражениям». Он разделил пересказы на три группы:
- пересказы прочитанного или рассказанного на уроке,
-пересказы текста, знакомого с прошлого урока,
- пересказы прочитанного вне урока по назначению учителя.
Он выделил краткий и подробный пересказ, наметил, но не разработал методику их проведения.
Такие авторы как М.И. Оморокова, М.Р. Львов и др. подчеркивают необходимость проведения правильно организованной подготовительной работы, направленной на целостное восприятие содержания произведения и его понимание с помощью глубокого всестороннего анализа.
Методисты Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова установили общий типовой план работы с художественным произведением, который должен видоизмениться от характера произведения, его объема и возраста учащихся. Основными этапами при работе с художественными произведениями явились: подготовительная работа, чтение произведения в целом, чтение по частям с их разбором, работа над планом произведения, пересказ, заключительное чтение и творческие виды работ с прочитанным материалом.
Подготовительная работа должна обеспечить полноту и яркость первого восприятия произведения.
Заинтересованность учеников в анализе художественного произведения, весь ход работы на уроке во многом зависит от его восприятия. Учащимся младших им средних классов присущи возрастные недостатки восприятия, поэтому знакомя их с произведением, необходимо опираться на их повышенную эмоциональность и создать эмоциональную атмосферу для первичного знакомства с произведением, которое является условием для наиболее адекватного восприятия.
Новое в образовании:
Ситуативная обусловленность
обучения говорению
Успешность устного общения зависит: 1) от наличия желания вступить в контакт, т.е. реализовать возникшее речевое намерение, позволяющее установить взаимопонимание с другими людьми; 2) от степени владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и от умения употреблять их в соотве ...
Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического
образования молодежи
В последних исследованиях зарубежных специалистов в области профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также ведущих западных социологов, психологов, педагогов подчеркивается, что большинством молодых людей ХХI в. практически утеряна основная часть полезных семейных и бытовых навыков. ...
Разработка методических рекомендаций по повышению работы в направлении темы
Тема «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» изучается в рамках дисциплины «Производственное обучение». Данная тема актуальна по тому, что это наиболее применяемая операция при токарных работах и без ее изучения не возможно далее изучать токарное дело и работать ни с одной токарной операци ...