Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Страница 1

Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа.

В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определение пересказу.

Ф.И. Буслаев рассматривал пересказ, как средство перехода к сочинениям. Главную цель пересказа он видел в том, чтобы научить детей понимать прочитанное и уметь правильно излагать мысли .

В концепции К.Д. Ушинского пересказ является важным средством развития речи ребенка, наряду с беседой по картинкам и в связи с прочитанным.

Он впервые ввел уроки «объяснительного чтения», которые характеризовались систематической работой с детьми над текстами, направленные на то, чтобы учащиеся учились понимать читаемое, выражать в их сознании ясные представления и активизировать мыслительную деятельность. Подготовительными упражнениями к самостоятельным пересказам он считал систему вопросов по прочитанному или прослушанному.

К.Д. Бархин указывал на то, что пересказ выступает в качестве средства проверки, понял ли ученик, что прочитал, запомнил ли он прочитанное, богат или беден словарь учащегося.

По мнению М.А. Рыбниковой пересказ представляет собой «устное или письменное изложение какого-нибудь текста, используемое в процессе анализа литературного произведения, является одним из способов раскрытия основной мысли автора, развития сюжета, характеров, особенностей индивидуального стиля писателя» .

Пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих его содержание. Пересказ - это творческий процесс, так как ученики, читая и анализируя текст произведения, отбирают слова и выражения, необходимые для передачи его содержания, и заменяют их другими. Именно пересказать содержание художественного произведения своими словами, сходными и одинаковыми по значению, выступает показателем понимания прочитанного.

Пересказ М.Ф. Гнездилов характеризует, как, довольно сложный акт переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценка отдельных моментов, отбор из них наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием .

Педагоги К.Д. Бархин, Ф.И.Буслаев, К.Д. Ушийский и др. считали пересказ одним из основных приемов объяснительного чтения и важным средством понимания учащимися читаемого и развития устной речи .

Существуют различные виды классификаций пересказа. По мнению И.И.Срезневского, «пересказы постепенно приучают дитя пользоваться богатством языка, изощряют его внимательность к словам и выражениям». Он разделил пересказы на три группы:

- пересказы прочитанного или рассказанного на уроке,

-пересказы текста, знакомого с прошлого урока,

- пересказы прочитанного вне урока по назначению учителя.

Он выделил краткий и подробный пересказ, наметил, но не разработал методику их проведения.

Такие авторы как М.И. Оморокова, М.Р. Львов и др. подчеркивают необходимость проведения правильно организованной подготовительной работы, направленной на целостное восприятие содержания произведения и его понимание с помощью глубокого всестороннего анализа.

Методисты Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова установили общий типовой план работы с художественным произведением, который должен видоизмениться от характера произведения, его объема и возраста учащихся. Основными этапами при работе с художественными произведениями явились: подготовительная работа, чтение произведения в целом, чтение по частям с их разбором, работа над планом произведения, пересказ, заключительное чтение и творческие виды работ с прочитанным материалом.

Подготовительная работа должна обеспечить полноту и яркость первого восприятия произведения.

Заинтересованность учеников в анализе художественного произведения, весь ход работы на уроке во многом зависит от его восприятия. Учащимся младших им средних классов присущи возрастные недостатки восприятия, поэтому знакомя их с произведением, необходимо опираться на их повышенную эмоциональность и создать эмоциональную атмосферу для первичного знакомства с произведением, которое является условием для наиболее адекватного восприятия.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников
Среди основных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости важное значение принадлежит суммарной учебно-воспитательной нагрузке. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ (бо ...

О способах решения проблем введения теории вероятностей в школьный курс математики
Рассмотрим вопрос о том, что необходимо изменить для возможности ведения теории вероятностей в школьный курс математики. На сегодняшний день встает проблема организации учебной деятельности. Одним из путей решения изучаемой нами проблемы в обучении учащихся различным приемам самостоятельного познан ...

Моделирование процессов и явлений компетентностного подхода к технологическому образованию учителя
На определенном этапе нашего исследования мы, с одной стороны, должны были абстрагироваться от некоторых конкретных явлений педагогической действительности, а с другой – строить и изучать теоретические модели, максимально соответствующие реальным условиям педагогического процесса. Значение метода м ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru