В современной системе обучения важнейшей задачей является развитие познавательной деятельности учащихся.
Важная роль в ее развитии отводится урокам чтения, на которых осуществляется знакомство учащихся с художественной литературой. Содержание произведений выступает одним из важнейших средств воспитания, накопления знаний, развития познавательных процессов и творческого воображения. Многие исследователи (М.Р. Львов, М.Ф. Гнездилов, Т.А. Ладыженская, В.Г. Ма-ранцман и др.) выделяют сжатый пересказ одним из действенных средств развития мыслительных процессов. Пересказ содержания прочитанного, по словам М.Ф. Гнездилова довольно сложный акт переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценка отдельных моментов, отбор из них наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием.
Вопросам, связанным с методикой работы над пересказом, были посвящены исследования Е.А. Адамович, В.Я. Коровиной, В.Я. Лемещенко, М.Р. Львов, М.И. Омороковой. В их работах отмечается, что пересказ играет немаловажную роль в различных областях предметно-практической деятельности и коммуникации.
В ходе сжатого пересказа ученики, читая и анализируя текст произведения, умственно отсталые учащиеся должны выделить главное, понять идею, сюжет произведения, определить героев, мотивы их поступков, отобрать слова и выражения необходимые для передачи его содержания и заменить их другими. А в свою очередь требует от учащихся большой Мыслительной деятельности.
В работах М.Ф.Гнездилова, Л.А. Одинаевой, В-В. А. Озолайте, Б.И. Пинского и др. показаны недостатки пересказов детей с нарушением интеллекта: аграмматичность, неполная передача содержания прочитанного произведения, несоблюдение последовательности, наличие привнесений и др.
Одной из причин недостаточного овладения старшеклассниками с нарушением речи сжатым пересказом является отсутствие методических указаний работы с этим видом пересказа.
В связи с этим не разработанность проблемы обучения старшеклассников с нарушение речи сжатому пересказу на уроках чтения, незначительное число исследований, направленных на изучение эффективных приемов преодоления трудностей в овладении сжатым пересказом, определяют актуальность нашего исследования.
Цель исследования разработка и апробация методики работы по обучению сжатому пересказу учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы V вида.
Объектом исследования является процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи.
Предмет исследования особенности формирования навыков сжатого пересказа у старшеклассников с нарушением речи в условиях специально организованного обучения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены основные исследовательские задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2.Исследовать педагогический опыт учителей по использованию на уроках чтения сжатого пересказа;
3.Выявить наличие навыков сжатого пересказа у детей с нарушением речи;
4.Разработать методику обучения старшеклассников с нарушением речи сжатому пересказу; пересказ обучение нарушение речь
5.Выявить эффективность предложенной методики обучения сжатому пересказу.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в процессе обучения старшеклассников с нарушением речи по предложенной методике будет наблюдаться положительная динамика в формировании навыков сжатого пересказа.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ уроков чтения, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты качественная и количественная обработка и интерпретация полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами выявлены особенности сжатого пересказа учащихся старших классов без предварительной работы над текстом, определены типичные затруднения в передачи ими прочитанного, структурированы эффективные приемы и средства работы над сжатым пересказом на уроках чтения в старших классах и предложены в виде методики обучения направленной на развитие связной устной речи и мыслительных процессов. Полученные данные могут быть использованы учителями русского языка специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.
Новое в образовании:
Обучение учащихся младшего школьного возраста
Прошло дошкольное детство. Как-то незаметно, будто внезапно, возник перед ребенком трудный перевал, за которым – школа, новый распорядок всей жизни, новая ответственность и обязанности, новые связи и взаимоотношения с людьми. На детском рисунке все это не может не сказаться. Может возникнуть вопрос ...
Коммуникативный подход к обучению восприятию
иноязычной речи на слух
Ведущей целью обучения иностранному языку в современной школе выступает коммуникативная компетенция учащихся, одной из составляющих которой является умение воспринимать и понимать на слух иноязычную речь, т.е. аудирование. Достичь данной цели и призван коммуникативный метод обучения . Учебно-методи ...
Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки
уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности
будущего учителя
Осуществление контроля за эффективностью процесса формирования у будущих учителей компетенций и компетентностей потребовало определения его процедуры и уточнения таких понятий, как «критерий», «параметр» и «показатель», т. к. разные авторы используют их не одинаково. Составлена такая цепочка: крите ...