Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида

Страница 1

Проблема пересказа волновала и продолжает волновать специалистов в области олигофренопедагогики (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.А. Одинаева и др.). Все исследователи рассматривали пересказ с позиции его объединения с речевой деятельностью и склонны во мнении, что он способствует развитию и обогащению связной устной речи, а также мыслительных процессов. Дефект в интеллектуальной, коммуникативной сфере детей с нарушением речи не только замедляет процесс их речевого развития, но и отрицательно сказывается на его качественной стороне.

Дефектологи, занимавшиеся проблемой пересказа школьников с нарушением речи, отмечают упрощенную непоследовательную передачу текста произведения с пропусками его частей (Л.В. Занков, В.Я, Василевская, В.А. Озолайте, Л.А, Одинаева, В.Г. Петрова и др.). При передачи текста обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и других отношений. В тоже время, воспроизводя текст, ученики привносят добавления, отсутствующие в образце, в основном связанные с непониманием содержания художественного произведения и поступков персонажей. Эти добавления рассматриваются как привнесения.

Трудности в понимании художественных текстов умственно отсталыми учениками В.Я. Василевская связывает с нарушением аналитико-синтетической деятельности, инертностью интеллектуальных интересов, не глубокой мотивацией учебной деятельности, неумением актуализировать свой прошлый опыт для понимания содержания произведения. Это подтверждает В.Г. Петрова. По ее мнению, бедный и слабо обобщенный жизненный опыт умственно отсталых учащихся не создает достаточной базы для узнавания в воспринимаемом материале знакомых ситуаций и отношений. Малая подвижность нервных связей препятствует активному использованию имеющихся знаний. Упрощенные представления актуализируются с трудом и не об легчают понимания прочитанного текста.

Понимание текста в большей степени будет зависеть и от характера использованных в нем лексических средств. Понимание текстов тормозится наличием в них метафор, иносказаний (В.А. Лапшин), образных сравнений (С.Н. Комская), которые оказываются недоступными учащимся даже старших классов.

Пересказ М.Ф. Гнездилов характеризует, как «довольно сложный акт переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценка отдельных моментов, отбор из них наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием». Пересказ, помимо уточнения и закрепления содержания прочитанного в сознании читающего, способствует развитию монологической речи и обогащению ее элементами литературного языка. Процесс пересказа - довольно сложный вид работы, включающий в себя восприятие текстового материала, его понимание и последующее речевое оформление.

Все эти процессы у умственно отсталых учащихся нарушены вследствие их неполноценного психического развития.

У учеников с нарушением речи за прочитанным возникают очень слабые конкретные представления, в результате этого наблюдается механическое запоминание ими текста вместо воссоздания в сознании фактической стороны. Также наблюдается «выхватывание» отдельных незначимых моментов из-за фрагментарности восприятия. В этом случае второстепенные элементы содержания текста воспринимаются как основные, и наоборот, основные утрачиваются. В конечном результате литературное произведение усваивается в искаженном виде.

В процессе чтения следует помочь детям выделить главную мысль и по пять связь второстепенных элементов текста с его основным содержанием.

Для этого нужно использовать разнообразные приемы, к которым относятся вопросы, направленные на смысловую сторону текста, схемы, для лучшей ориентации в системе связей, усиление выразительных средств (пауз

интонаций, введение элементов инсценировки), привлечение аналогичных жизненных ситуаций и т.п.

В связи с особенностями восприятия, понимания учеников воспроизведение ими текстов характеризуется неполнотой передачи, нарушением логики высказывания, неточностью в передаче фактов, нарушением причинно-следственных связей и отношений между отдельными компонентами произведения (Е.И. Гордиенко, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Р.К. Луцкина, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский и др.)

Воспроизведение текста - это результат сложной творческой деятельности школьников. В процессе чтения текста происходит формирование представлений. Процесс формирования представлений выступает промежуточным скрытым звеном между этапами чтения и изложения. При устном изложении происходит перевод этих представлений из внутренней речи во внешнюю -монологическую.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Обучение учащихся младшего школьного возраста
Прошло дошкольное детство. Как-то незаметно, будто внезапно, возник перед ребенком трудный перевал, за которым – школа, новый распорядок всей жизни, новая ответственность и обязанности, новые связи и взаимоотношения с людьми. На детском рисунке все это не может не сказаться. Может возникнуть вопрос ...

Назначение интерактивных досок
интерактивный доска библиотека Интерактивные доски, произведенные на базе новейших технологий, имеют конкурентоспособную цену. Их использование раскрывает ряд преимуществ при визуализации и коллективном обсуждении документов: - можно выделять элементы из разных документов и программ, вставлять комм ...

Высшее образование
В средневековых христианских странах Европы, которые располагались на территории поздней Римской империи, высшее образование можно было получить только в школах при соборах и монастырях. В XII веке некоторые школы объединились в университеты, объединявшие преподавателей и студентов. В 1211 г. в Пар ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru