Над составлением плана прочитанного работа начинается с третьего класса [9]. Она осуществляется коллективно, под руководством учителя. В младших классах используются картинный и словесный планы, к эффективности первого склоняются Л.А. Одинаева, В.-В. А. Озолайте. Образность этого вида плана соответствует возрастным возможностям умственно отсталых младших школьников усвоения учебного материала. Для озаглавливания частей произведения подбираются простые вопросительные и повествовательные конструкции.
В старших классах работа над планом ведется в двух направлениях: разделение текста на части в соответствии с готовым планом и самостоятельное составление плана произведения. Самостоятельность учеников в составлении плана повышается, в связи с этим деление текста на части осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно в зависимости от вида плана и используемых синтаксических конструкций. Пункты плана формулируются с помощью нераспространенных вопросительных, повествовательных, назывных предложений и строк из текста, содержащих основную мысль части (цитатный план). На уроках чтения в основном ведется работа по составлению простого плана в виде заголовков к каждой части прочитанного, реже (8-9 классы) - сложного, с детальным раскрытием каждой части в виде подзаголовков.
Работа над планом произведения подготавливает учеников к пересказу. Пересказ, по мнению М.Ф. Гнездилова, может осуществляться в разнообразных формах:
1.ответы на вопросы, когда учащиеся пересказывают соответствующие
отдельные фразы усвоенного текста;
2. пересказ той или иной части прочитанного или выслушанного, представляющей описание интересного законченного эпизода;
3. пересказ прочитанного материала в целом;
4. пересказ выборочно-конструктивного характера.
В программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида отражены виды пересказов, используемые на уроках чтения. В основном применяется сплошной и подробный пересказ, где ученики последовательно воспроизводят события прочитанного произведения, который может быть свободным или по плану. Обучение сжатому пересказу начинается с седьмого класса.
Сжатый пересказ предполагают сложную аналитико-синтетическую работу, состоящую в том, что ученики должны определить и выделить те части, в которых заключено идейное содержание произведения или уметь обозначить его идейный стержень и сократить текст до нужного объема, не изменив логики событий
Проанализировав исследования в области олигофренопедагогики хочется отметить, что проблема обучения пересказу нашла свое отражение в трудах А.К. Аксеновой, В.Я. Василевской, М.Ф. Гнездилова, Р.К. Луцкиной, Л.А. Одинаевой, В.-В. А. Озолайте, В.Г. Петровой и др., которые рассматривали его в единстве с развитием связной устной речи школьников с нарушением речи. Дефект интеллектуальной сферы приводит к своеобразию общего и речевого развития данной категории детей (бедность словарного запаса, особенности построения и употребления предложений разных синтаксических конструкций, нарушение логики построения связного высказывания и др.), что, в свою очередь, отражается на их пересказе, проявляющееся в аграмматичности, неполной передачи содержания произведения, несоблюдении последовательности и т.д.
С точки зрения методистов пересказ выступает показателем понимания и усвоения произведения, интеллектуальной переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, средство развития монологической речи. Процесс пересказа должна предварять сложная подготовительная работа, включающая анализ произведения и составление плана. Определяя основные виды пересказа для умственно отсталых учеников с нарушением речи и общие направления работы в методике русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида на современном этапе ее развития не выработано четкой методики работы по обучению умственно отсталых старшеклассников пересказу, не показана эффективность использования сжатого пересказа, не рассмотрены какими умениями должны овладеть ученики в его процессе.
Таким образом, на основании изученной общей специальной литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:
Проблеме сжатого пересказа посвящены исследования в области психологии и педагогики. С точки зрения психологического и методического подходов данный вид пересказа выступает средством развития мышления и связной устной речи учащихся.
Работа над сжатым пересказом на уроках чтения у детей, как с нормальным, так и нарушенным интеллектуальным развитием, включает подготовительную работу, направленную на целостное восприятие произведения, глубокое и всестороннее его понимание, осуществляемое в процессе анализа произведения, работу над составлением плана, в результате которой следует пересказ.
Новое в образовании:
Компьютерное обучение в начальных классах
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электрон ...
Изобразительная
деятельность как способ развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...
Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов
Как отмечалось выше, формирующий эксперимент проводился нами на той же базе, что и констатирующий: национальный центр развития «Этнос», средняя школа №9, Тюменский центр логопедии и развития речи. В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей татарской национальности, обследованных нами на пе ...