Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Страница 2

Т.Г. Егоров отмечает, что понимание того, что читается, напрямую зависит от техники чтения, т.е. лучше понимают текст ученики с развитой техникой чтения, когда осознание предвосхищает сам процесс чтения. Процесс понимания текста в виде «установления связей и отношений между словами и словосочетаниями, предложениями, параграфами и абзацами или главами, установление связи между всеми этими взаимосвязанными словами и речениями, с одной стороны, и реальными жизненными процессами, событиями, их причинами, с другой, а также улавливание отношений между описываемыми людьми»определила Н.Г. Морозова. Она выделила З ступени понимания художественного текста. Первая ступень - понимание фактического содержания текста, вторая - заключается в осознании подтекста, и третья - понимание мотивационной стороны поведения - поступков героев, отношение к произведению. Обеспечение одновременно трех ступеней понимания приведет к полному осознанию произведения.

М.И. Оморокова выдвигает условия, необходимые для полноценного восприятия художественного произведения. Для этого ребенок должен овладеть рядом умений: замечать и распознавать художественные средства выразительности (язык произведения, отличать жанровые особенности произведения), видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж); уметь воссоздавать в своем воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения, видеть позицию автора и определять свою позицию. Главным двигателем событий, по мнению автора, в художественном произведении является поступок персонажа. Его нужно проанализировать, выявить мотив, смысл и определить отношение к нему читателя, обращая при этом внимание на средства эмоционально-образной выразительности: язык, речь героев, композиционное построение.

К основным приемам анализа художественного произведения относят постановку вопросов, помогающих понять сюжет, факты и события произведения, осмыслить их с точки зрения их идейной направленности, понять причинно следственные связи и отношения, позицию автора и выработать личное отношение к изучаемому произведению; разные виды чтения (комментированное чтение, чтение по ролям, выборочное); словесное рисование; самостоятельная постановка вопросов к тексту.

В результате анализа литературного героя должен быть составлена его характеристика (Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова и др.), складывающаяся из описания внешности героя (портрет) и внутренних его качеств (собственно характеристика).

Значительную роль для пересказывания изучаемого литературного произведения отводится плану (М.И, Оморокова, Н.С. Рождественский, Н.А. Щербакова, Н.П. Каноныкин и др.)

Составление плана пересказа, является таким видом речевой деятельности, при которой школьник, анализируя содержание и структуру текста художественного произведения, находит в чем основное, выделяет «смысловые опорные» пункты.

А.А. Смирнов, различает главное и второстепенное и обозначает их словесно. Работа по составлению плана развивает логическое мышление и способствует развитию у учеников навыков связного последовательного изложения мыслей. План пересказа выступает в качестве результата этой речевой деятельности. Он выполняется в форме особого текста, который состоит из самостоятельных, грамматически не связных предложений, но объединенных тематически, по смыслу.

Выделяются различные виды планов:

1. по степени сложности: простой (линейный) - сложный;

2.по способу использования авторских слов: цитатный - план своими словами;

3.по типу мыслительной деятельности: картинный (образный) - графический (схематический) - словесный (логический).

В пользу использования картинного плана, т.е. создание учениками серий образных картин, высказывались методисты начального обучения (Н.П. Каноныкин, А.Н. Липкина, Н.А. Щербакова и др.), связывая с тем, что использование зрительного образа поможет облегчить работу по осмыслению образца, рисуемого словом.

Промежуточным этапом между образным и логическим планом является графический. М.И. Оморокова предлагает использовать наглядно-пространственную форму плана, которая позволяет учитывать содержательные и количественные элементы текста произведения. Данная форма плана является моделью текста произведения.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Принцип сознательности и активности
Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только зн ...

Способности к изобразительной деятельности
Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Попытка определить содержа ...

Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru