Общение - это
основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки.
Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слепоты и слабовидения у детей на ранних стадиях развития.
Исследованиями многих психологов выявлены трудности социализации слепых детей, возникающие, прежде всего из-за отсутствия у них навыков общения.
Дети этой категории не имеют возможности пользоваться выразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только с появлением речевых звуков.
У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех анализаторов.
Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи.
У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения.
Дети с нарушением зрения не могут привлекать к себе внимание партнера, зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их высказывания часто остаются незамеченными, так как не были адресованы кому-то конкретно.
Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов, то есть средств речевого общения.
У детей слабо развита мимика лица и жестикуляция, они плохо владеют приемами подражания, дети не воспринимают правильные позы и тем более не могут их воспроизводить, не понимают значения отдельных поз.
Все эти недостатки в развитии указывают на необходимость специального обучения детей с нарушением зрения неречевым и речевым средствам общения. Многие трудности общения зависят от среды, в которой растет ребенок. Как вид деятельности общение нечто большее, чем разговор с партнером.
Коммуникативные умения и навыки в развитии пространственной ориентировки очень велики. Так как общение является одной из составляющих самостоятельной ориентировки и мобильности слепых.
Развитие процесса общения у детей от рождения и до 7 лет происходит " как смена нескольких целостных форм общения" М.И. Лисина выделила четыре формы общения: первая - ситуативно-личностная, вторая - ситуативно-деловая, третья - внеситуативно-познавательная, четвертая - внеситуативно-личностная.
Развитие общения как смена качественно - целостных своеобразных форм коммуникативной деятельности происходит не путем простого накопления средств общения, возникновения новых мотивов и потребностей, а как результат развития психических новообразований.
Исследование роли и функции общения дошкольников с нарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения на ранних стадиях развития.
Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляя ребенка чувствовать себя отверженным.
А неадекватная самооценка и слабая социальная адаптация приводят к нарушениям процесса межличностного общения. Активная роль взрослого в развитии общения детей с нарушением зрения значительно большая, чем у нормально видящего.
Новое в образовании:
Сказка для детей старшего дошкольного возраста Л.П. Стрелкова
«Знакомство»
Данилка открыл глаза: сквозь неплотно задернутые занавески в комнату заглядывало хмурое утро. Данилка стал вспоминать сон — снилось ему что-то чудесное, волшебное, яркое! А тут серый день начинается . — Пусть всегда будет солнце! — не очень громко пропел Данилка. И вдруг в комнате что-то засверкало ...
Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи ...
Программа “Геометрия фигуры”
В программе представлена классификация геометрических фигур по форме и цвету. В центре экрана появляются геометрические фигуры, разные по форме и цвету, и предлагается разместить: 1) круги в верхней части экрана, а треугольники – в нижней; 2) квадраты в левой части экрана, а прямоугольники – в прав ...