Общение как коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения

Педагогика сегодня » Роль речи и общения в формировании навыков ориентировки и мобильности » Общение как коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения

Страница 1

Общение - это

основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки.

Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слепоты и слабовидения у детей на ранних стадиях развития.

Исследованиями многих психологов выявлены трудности социализации слепых детей, возникающие, прежде всего из-за отсутствия у них навыков общения.

Дети этой категории не имеют возможности пользоваться выразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только с появлением речевых звуков.

У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех анализаторов.

Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи.

У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения.

Дети с нарушением зрения не могут привлекать к себе внимание партнера, зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их высказывания часто остаются незамеченными, так как не были адресованы кому-то конкретно.

Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов, то есть средств речевого общения.

У детей слабо развита мимика лица и жестикуляция, они плохо владеют приемами подражания, дети не воспринимают правильные позы и тем более не могут их воспроизводить, не понимают значения отдельных поз.

Все эти недостатки в развитии указывают на необходимость специального обучения детей с нарушением зрения неречевым и речевым средствам общения. Многие трудности общения зависят от среды, в которой растет ребенок. Как вид деятельности общение нечто большее, чем разговор с партнером.

Коммуникативные умения и навыки в развитии пространственной ориентировки очень велики. Так как общение является одной из составляющих самостоятельной ориентировки и мобильности слепых.

Развитие процесса общения у детей от рождения и до 7 лет происходит " как смена нескольких целостных форм общения" М.И. Лисина выделила четыре формы общения: первая - ситуативно-личностная, вторая - ситуативно-деловая, третья - внеситуативно-познавательная, четвертая - внеситуативно-личностная.

Развитие общения как смена качественно - целостных своеобразных форм коммуникативной деятельности происходит не путем простого накопления средств общения, возникновения новых мотивов и потребностей, а как результат развития психических новообразований.

Исследование роли и функции общения дошкольников с нарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения на ранних стадиях развития.

Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляя ребенка чувствовать себя отверженным.

А неадекватная самооценка и слабая социальная адаптация приводят к нарушениям процесса межличностного общения. Активная роль взрослого в развитии общения детей с нарушением зрения значительно большая, чем у нормально видящего.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Формирующий эксперимент
В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития орфографической зоркости у детей с дисграфией. Нами была разработана коррекционная программа по развитию орфографической зоркости детей с дисграфией с учетом индивидуальных особенностей детей, которая положена в основу формирующ ...

Типология образовательных сред Януша Корчака
Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. Различают образовательные среды естественные и искусственные, предметные и информационно-динамические, адаптивные и т.п. Существуют различные основания, для типологизации образовательных сред: - по стилю взаимодействия внутри среды (кон ...

Дети с временной задержкой психического развития
Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru