Вопрос о модернизации школьного математического образования в отечественной школе был поставлен в начале 60-х годов выдающимися математиками Б.В. Гнеденко, А.Н. Колмогоровым, А.Я. Хинчиным. Обращаясь к широкому кругу читателей - математиков, педагогов и методистов, - Б.В. Гнеденко писал: "Сейчас крайне назрела потребность введения в школьное обучение элементов теории вероятностей: В этом нуждаются и методологическое воспитание школьников, и последующая практическая деятельность их, и межпредметные связи". В связи с реформой школьного математического образования, проводимой в 60-е годы, появился целый ряд работ ученых методистов, которые ставили своей целью разработать методику преподавания теории вероятностей как отдельной темы школьного курса математики. Однако в 70-х годах из обязательных программ были исключены даже самые начальные сведения по теории вероятностей в силу неподготовленности школы к их восприятию. Реформой 80-х годов элементы теории вероятностей и математической статистики были включены в программы профильных классов, в частности, физико-математического и естественнонаучного.
Несмотря на то, что идея введения стохастической линии в школьный курс математики разрабатывается уже почти 40 лет и встречает практически полную поддержку в среде математиков и педагогов-практиков, в практику нашей школы теория вероятностей и математическая статистика введена лишь номинально. Основными причинами такого положения дел является нетрадиционность, новизна этого материала для самой математики, отсутствие прочных методических традиций преподавания его школьникам, неподготовленность части учителей к изложению материала в духе прикладной, а не чистой математики. Но самое главное - социально-экономическое состояние общества, при котором умение грамотно анализировать имеющуюся информацию, делать научно обоснованные прогнозы, предвидеть последствия принимаемых решений, - а все это призвана формировать вероятностно-статистическая линия курса математики, - осталось невостребованным.
В Российской Федерации также были попытки ввести курс теории вероятностей в качестве эксперимента в нескольких школах. Для этого разработано учебное пособие: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. ”Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей” для учащихся 7 - 9 классов. Появились учебники, включающие элементы комбинаторики, статистики, теории вероятностей: а) ”Математика”: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина), б) ”Арифметика”: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина) и другие учебники.
Однако, несмотря на то, что изучение элементов теории вероятностей, как уже общепризнано, необходимо любому современному человеку, в журнале ”Математика в школе" была опубликована статья О.С. Ивашев-Мутасова, в которой сказано: ”… решение вероятностных задач с самого начала требует существенного привлечения интуиции и здравого смысла. Это абсолютно не присуще курсу математики в средней школе. Поэтому введение теории вероятностей в средней школе - противопоказано".
Примечательно, что после этой статьи на страницах журнала больше не было ни одного упоминания о теории вероятностей!
Основные аргументы за и против введения элементов теории вероятностей систематизированы в следующей таблице (таблица 1).
Таблица 1
Аргументы ”ЗА” |
Аргументы ”ПРОТИВ” |
1. Существует позитивный опыт решения данной проблемы в ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Япония). |
1. Опасность перегрузки учащихся. |
Есть прецеденты введения курса теории вероятностей и в школах России. |
2. Сложность понимания понятий теории вероятностей. |
3. Введение этого курса в школе актуализирует постоянно усложняющаяся техника, необходимость описания сложных процессов и управление ими в экономике, социологии, химии, физике, биологии, демографии, лингвистике, философии. | |
4. Необходимость такого шага обусловлена и межпредметными связями |
В настоящее время принципиально изменилась ситуация в обществе, и это позволяет предположить, что формируемые вероятностным материалом знания и умения окажутся необходимыми широкому кругу людей и станут наравне с компьютерной грамотностью неотъемлемой составляющей общекультурной подготовки современного человека.
Новое в образовании:
Роль родного языка в развитии личности ребенка
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в 20 л ...
Цветовая композиция
Если отвлечься от содержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно сказать, что для нашего зрения оно представляет собой некоторую совокупность (систему) цветовых пятен – на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположение этих пятен, их цветовые характеристики и размеры п ...
Профессиональная компетентность и призвание педагога
Когда человек приходит в этот мир, у него уже есть свой характер, своя индивидуальность, но в нем нет еще ни зла, ни ненависти. Поэтому и говорил Христос: "Будьте как дети" - призывая к добру, открытости и бескорыстию. Жизнь сложна и таинственна. Она скрывает от нас наше будущее, нашу про ...