Затем повторить опыт еще 10 раз. На самом деле мы имеем уже 20 опытов, которые опять заносим в таблицу и вычисляем относительную частоту при n = 20. Проделав опыт, например, 100 раз, можно определить приближенное значение вероятности для каждого исхода.
А как определить вероятность на множестве элементарных событий? Далее можно привести формулу классической вероятности (выше мы ее предлагали).
Элементарным, как это видно из самого названия, является самое простое событие, которое нельзя разложить на другие события.
Например, выпадение на кубике четного числа - событие не элементарное. Оно раскладывается на три события: выпала двойка, выпала четверка, выпала шестерка. А вот выпадение каждого числа как раз и есть элементарное событие.
При бросании кубика получаем множество из 6-ти элементарных событий. Событию “выпадание четного числа" соответствует подмножество из элементов 2, 4, 6 (мера этого подмножества M = 3). Событию “выпадание числа больше двух” соответствует подмножество из четырех элементов. Обозначим множество элементарных событий греческой буквой (омега). Тогда можем записать:
.
Пример 1. Пусть событие A - выпадание на кубике четного числа; M (A) = 3. Здесь - множество всех возможных выпаданий; M (
) = 6. Значит,
.
Для более интересного и занимательного обучения можно в эксперимент с подбрасыванием кубика внести элемент противоречия. Например, предложить ребятам разделиться на группы и в качестве задания они должны фиксировать результаты подбрасывания кубика, а затем вывести закономерность, какое число выпадает чаще. Но, например, двум группам дать ”правильные" кубики, а третьей со смещенным центром тяжести. У ребят с ”неправильным" кубиком в итоге возникнут подозрения, что с их кубиком что-то не так.
Пример 2. Возьмем мешок с 10 шариками (4 красных, 3 желтых, 3 синих). Ты наугад вынимаешь из мешка шарик. Множество элементарных событий состоит из 10-ти элементов; каждый элемент - вынимание одного шарика (M () = 10). Множество элементарных событий разбито здесь на три подмножества: красное (M (K) = 4), желтое (M (Ж) = 3), синее (M (С) = 3). Вероятность вытянуть с закрытыми глазами синий шарик определяется по формуле:
.
Аналогично без труда находятся вероятности P (K) и P (Ж).
Пример 3. В урне 10 одинаковых по размерам и весу шаров, из которых 4 красных и 6 голубых. Из урны извлекается 1 шар. Какова вероятность того, что извлеченный шар окажется голубым? Событие ”извлеченный шар оказался голубым" обозначим буквой A.
Данное испытание имеет 10 равновозможных элементарных исходов, из которых 6 благоприятствуют событию A. В соответствии с формулой получаем:
.
Задачи:
1. В урне 10 одинаковых по размерам и весу шаров, из которых 4 красных и 6 голубых. Из урны извлекается 1 шар. Какова вероятность того, что извлеченный шар окажется голубым?
2. Все натуральные числа от 1 до 30 записаны на одинаковых карточках и помещены в урну. После тщательного перемешивания из урны извлекается одна карточка. Какова вероятность того, что число на взятой карточке окажется делящимся на 5?
3. Какова вероятность того, что в наудачу выбранном двузначном числе цифры одинаковы?
Решение. Двузначными числами являются числа от 10 до 99; всего таких чисел 90. Одинаковые цифры имеют 9 чисел (11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99). В данном случае m = 9, n = 90:
,
где A - событие “число с одинаковыми цифрами”.
4. Подбрасывается два игральных кубика, отмечается число очков на верхней грани каждого кубика. Найти вероятность того, что на обоих кубиках выпало одинаковое число очков.
5. Подбрасываются два игральных кубика, подсчитывается сумма очков на верхних гранях. Что вероятнее - получить в сумме 7 или 8?
Решение. Обозначим события: A - “выпало 7 очков”, B - “выпало 8 очков”. Событию A благоприятствуют 6 элементарных исходов, а событию B - 5 исходов (см. табл.1, рис.1). Всех равновозможных элементарных исходов - 36, что видно из той же таблицы. Значит: ,
.
Новое в образовании:
Общение как коммуникативная деятельность детей с
нарушением зрения
Общение - это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становлени ...
Обобщение теоретических сведений и методические особенности планирования по
его задачи « методические приемы производственного обучения»
Н.И. Макиенко в учебнике «Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования» делает вывод о том, что под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося при помощи которых достигается прочное овладение знаниями ...
Формы организации внеаудиторной творческой деятельности учащихся
Для органического соединения процесса формирования знаний, умений и навыков с процессом развития у учащихся способностей к техническому творчеству необходима разработка таких организационных форм, которые бы содействовали усвоению профессиональных знаний, умений и навыков в результате решения творч ...