Концепция дифференциации обучения исходит из того, что "дифференциация выступает как определяющий фактор демократизации и гуманизации системы образования". В данной работе сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.
Цели индивидуализации:
учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения;
воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности.
Важнейшим средством для достижения второй цели является предоставление учащимся возможности выбора.
С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Кузнецов, О.Б. Логинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.), построения "индивидуального образовательного маршрута" (А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.).
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:
уровневую;
профильную.
Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере, и поэтому специализации его подготовки теперь уже и на уровне общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.
В современной педагогике цель профильной дифференциации содержания обучения определяется "в направленной специализации образования области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении".
С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных
намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.
Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.
Личностно-ориентированная модель обучения, разрабатываемая в настоящее время в целом ряде психолого-педагогических, дидактических и методических исследованиях направлена на развитие умственных способностей школьников на основе максимального учета и использования индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и мышления. Для этого можно использовать:
выбор содержания обучения соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;
Новое в образовании:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Краткая история трудового и технологического обучения
в России
В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем, русским педагогом, основателем русского мануализма. Рассматривая ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деяте ...
Домашние задания исследовательского характера
домашний учебный задание история Одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы, является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательс ...