Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку

Педагогика сегодня » Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста » Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку

Страница 3

Часто в группах есть и такие дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечая вокруг. По ходу сказки воспитателю необходимо особо следить за реакциями таких детей. Если такой ребенок, писал В. Сухомлинский, «не переживает борьбу добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Предложите такому ребенку игру-беседу с куклами-персонажами. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действия сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д., взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и т.д. Таким образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых (педагогов, родителей) или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество, явиться источником новых художественных впечатлений детей.

Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки. Опыт показывает, что иногда, просмотрев спектакль или прослушав текст сказки, дети не знают, что рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т. д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое-то время, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени взяло его за душу, что задело его эмоциональную сферу. Ведь ситуация свободного выбора - важнейшее условие развития детского творчества.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает наш опыт, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста. Эта методика может быть использована и при работе с младшими школьниками.

Таким образом, сказка заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое «эмоциональное» отношение к ним.

В соответствии с программой в течение года воспитанников знакомят со сказками. В их числе русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказки народов мира «Фея» (французская), «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словацкая), а также авторские: «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева.

Сказки детям рассказывают и читают. Рассказывают реже, чем на предыдущей возрастной ступени, так как в большинстве своем сказки велики по объему, и запомнить их воспитателю нелегко.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному. Рассмотрим приемы, которые оказались наиболее эффективными (могут применяться и непосредственно перед занятием, и за несколько дней до него):

Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность,— отдельно рисунки художников к этому произведению (их можно найти в авторских альбомах художников или в специальных наборах иллюстраций к народным сказкам). Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга (сказка, рассказ), о чем она. В начале занятия педагог, расспрашивает воспитанников об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.

Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: «Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» — восхищаются прохожие». И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить («У кота усы, у тигра — усищи, у кота лапа, у льва? — лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу — герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»,— рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав»,— и читает сказку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Специфика дифференцированного обучения учащихся по математике
Поворот школ в России к учащемуся вызвал большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности. Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственном ...

Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков
Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие ...

Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помога ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru