Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфически обобщенной формой отражения действительности.
Речевая компенсация последствий слепоты проявляется главным образом в сфере чувственного познания.
Известно, что речь, слово уточняют, коррегируют и направляют чувственное отражение действительности, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях, снимая и фрагментарность и искаженность.
Дефекты зрения ведут к полному либо частичному выпадению зрительных образов из чувственного опыта, причем в ряде случаев предметы и явления внешнего мира оказываются недоступными для восприятия сохранными органами чувств.
Возмещение этих пробелов, а также уточнение и коррегирование недостаточно полных и точных, а зачастую искаженных до полного несоответствия оригиналу осязательных, зрительных и других образов является функцией речи совместно с мышлением.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепого чувственными данными, а у ослепших, кроме того, а у ослепших, кроме того, сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.
Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово направляет и уточняет его, при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий.
Для успешного познания действительности непременным условием является связь обедненного чувственного опыта слепых со словом, которое способствует выделению существенных признаков, установлению связей и отношений между объектами и их частями, позволяет преодолеть формальное усвоение понятий.
Значимость речевого подкрепления подчеркивалась многими известными тифлопсихологами и педагогами, требовавшими словесной проработки объектов познания, трудовых операций и ориентировочных действий.
Речь, слово учителя не только помогают слепым в живой форме расширить и углубить понимание близкого и далекого, но и дает слепым возможность осваивать то, что иначе им было бы недоступно и что зрячие получают при помощи непосредственного восприятия.
Компенсаторная функция речи не исчерпывается познавательной деятельностью - она имеет огромное значение для формирования личности слепого в целом.
Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт с окружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноправными членами, активно участвующими в общественно полезной деятельности.
Использование педагогом совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой - является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Речь педагога играет огромную роль в жизни слепого человека, так как голос педагога несет познавательную функцию, с помощью слов ребенок ориентируются в пространстве, вся учебная деятельность строится на взаимном общении педагога и ребенка.
Новое в образовании:
Компетентности в структуре личности, педагогической
деятельности и процессе профессионального развития учителя
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплен определенный опыт исследований по формированию различных сторон личности будущего педагога, различных направлений его подготовки. Следует отметить, что в основу исследования проблемы формирования личности учителя, его профессиональной по ...
Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9. Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2. Из таблицы №1 видно, ч ...
Этюд «Котик серенький»
(для театра кружек) Для проведения этого этюда потребуется кружка с наклеенным изображением котика. Ведущий держит в руке кружку и читает первое четверостишие потешки ласковым и нежным голосом. Второе четверостишие – поет на любую колыбельную мелодию (сочиненную самим или хорошо знакомую). После по ...