Особенности развития речи детей раннего возраста

Страница 2

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнение просьбы, поручения), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать в своем словаре глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой-маленький), его цвет. Вместе с тем дети начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, папин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – название предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях;

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данные предмет (действие, качество и т.д.).

Наряду с фактом быстрого пополнения словаря речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.

Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года многие дети правильно произносят все звуки. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить очень рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако если к концу третьего года жизни ребенок не заговорил, его необходимо показать специалисту.

Страницы: 1 2 


Новое в образовании:

Основа содержания нравственно – патриотического воспитания
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравствен ...

Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда
Цель нашего исследования – выявить досуговые предпочтения учащихся школ г. Волгограда и проанализировать результаты проведённого нами социологического обследования. Анкетным опросом было охвачено 700 детей и 300 родителей г. Волгограда. В бюджете времени учащихся обычно выделяют учебное и внеучебно ...

Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное п ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru