Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен

Страница 4

Данный «технический уклон» в рамках парадигмальной реформы образования как нельзя лучше демонстрирует наличие транзитивности в системе общественных взаимосвязей и взаимодействий. Стремительно изменяющийся социальный объект (общество, школа) становится все более непонятным и чуждым субъекту (человеку, учащемуся) так как «наши разделенные, раздробленные, глубоко распределенные по различным дисциплинарным областям знания чудовищно неадекватны и не отвечают требованиям постижения современных реальностей и проблем, которые становятся все более глобальными, транснациональными, полидисциплинарными, многомерными и планетарными .» (Э. Морен). Таким образом устаревшая институциональная структура не позволяет молодым людям найти место в социальной жизни и профессиональной сфере, т. к. их технические и технологические компетенции несформированы.

Поскольку технологии развиваются гораздо быстрее, чем человеческое сознание, естественной человеческой способности обрабатывать информацию скоро станет недостаточно для того, чтобы ориентироваться в потоке технологических перемен и технических возможностей, характерных для современной жизни. Следовательно, целью гуманистической реконструкции технологического образования и, соответственно, педагогики высшей школы, должна стать стыковка технологической подготовки с человеческими целями, с гуманистическими ценностями, а не только с задачами и целями научно-технического прогресса. В конечном счете, это должно привести к преодолению кризиса человека и системы образования.

Гуманитаризация технологического образования как стратегический путь достижения поставленной цели не должна быть ориентирована на внешнее расширение гуманитарных дисциплин. Использование внутренних резервов техники и технологий позволит приблизить техническое и политехническое образование к продуцированию индивидуально-личностного и социально-культурного опыта человечества.

Компетентностный подход, по мнению исследователей, наиболее востребован на пересечении «мира образования» и «мира труда». Здесь акцент ставится на способности использовать знания, умения и навыки для урегулирования, разрешения проблем, с которыми выпускник неизбежно столкнется в жизни.

Старая парадигма образования, ориентированная преимущественно на передачу и усвоение научных, однозначно интерпретированных знаний, сегодня вступила в противоречие с новой парадигмой, видящей мир и человека в их целостности, в культурном и индивидуальном измерении. Классическая школа пользуется моделью усвоения знаний по принципу «внимание – слушание – понимание – запоминание – воспроизведение». Она организована и действует на основании нормативно-репрессивного принципа, подкрепляясь системой оценок по критерию «правильно – неправильно». Природа с ее законами противопоставляется «человеку-покорителю». Наука воспринимается как путь к точному, законченному знанию. Классический тип мышления следует из механистической картины мира с установкой на однозначность решения и обязательное совпадение предполагаемого результата с результатом реальным.

Сегодня формируется новая постмодернисткая картина мира, в которой чертами науки являются: сосуществование множества концепций, гипотетичность, неоднозначность интерпретации результатов, метафоричность, сближение научных и ненаучных форм познания. Научное знание гуманитаризируется – ставит в центр внимания проблемы общества и человека в их человеческом измерении и гуманизируется – делает установку на знание, как на средство сохранения, воспроизводства и развития культуры, а не как способ удовлетворения потребностей социально-производственной практики или чистой науки. Знания становятся капиталом: капиталовложения в сферу образования и науки дают в развитых странах больше прибыли, чем в сферу производства. Вместо критерия «правильно – неправильно» выдвигается критерий «полезно – эффективно – безвредно». Становится понятным, что будущее зависит не от количества знаний, а от уровня культуры и способности человека к ориентации в нестандартных ситуациях, или в ситуациях стандартных, но еще ему неизвестных (которые должны быть включены в образовательный спектр технологий поведения).

Постклассическое образование предполагает формирование у индивида умения найти и освоить такую социально-экономическую, социально-статусную и социально-психологическую нишу, которая позволила бы ему реализовать себя и быть счастливым, или, как минимум, не чувствовать себя ущербным и не быть несчастным. Главной функцией педагога становится создание условий для того, чтобы образовательный процесс стал творчеством личности, самой осуществляющей свое образование. Актуальной становится задача – научить самоменеджменту образования. Ориентация образовательного процесса на личность проявляется в его гуманизации, гуманитаризации и непрерывности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Познавательный и творческий характер проектной деятельности школьников
В основу разработки проектной деятельности положены идеи американского педагога и философа Джона Дьюи. Он в своей концепции содержания образования одним из первых пропагандировал и реализовывал разработку содержания образования, наблюдая за интересами и потребностями ребёнка, учитывая его сегодняшн ...

Генезис общения ребёнка со взрослым и сверстником
С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т. д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при пом ...

Сказка для детей старшего дошкольного возраста Л.П. Стрелкова «Знакомство»
Данилка открыл глаза: сквозь неплотно задернутые занавески в комнату заглядывало хмурое утро. Данилка стал вспоминать сон — снилось ему что-то чудесное, волшебное, яркое! А тут серый день начинается . — Пусть всегда будет солнце! — не очень громко пропел Данилка. И вдруг в комнате что-то засверкало ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru