Формирование технологической компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной работы

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Формирование технологической компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной работы

Страница 1

При исследовании дидактической системы формирования технологической компетентности будущего учителя в качестве одной из форм организации обучения была выбрана учебно-исследовательская работа. Методика выполнения учебно-исследовательского задания была выстроена таким образом, чтобы способствовать формированию всех составляющих компонентов технологической компетентности. При этом моделирование реальных явлений и процессов, технических устройств и технологических процессов, как мы доказали, стало основанием синтеза субъективно нового знания. Механизмом такого синтеза стал перенос ранее сформированного знания из одних дисциплин в другие и инверсия перенесенного знания с целью активизации умственной деятельности студентов и придания ей профессиональной технологической направленности.

На рисунке 9 представлена схема деятельности по выполнению учебно-исследовательского задания технологического характера. Процесс выполнения учебно-исследовательских заданий обладает той же структурой, что и обобщенная технологическая деятельность. Он включает планирование действий; организационные мероприятия, подготавливающие выполнение учебного задания; построение идеальной модели исследуемого объекта; перенос личного опыта и знаний, сформированных в других дисциплинах, на объект изучения; процесс синтеза в сознании студента субъективно нового знания, построение материальной модели исследуемого объекта; взаимодействие студента с преподавателем и своими товарищами.

Кроме того, в процессе добавлялись: процедуры анализа полученных результатов (совместно с преподавателем и студентами группы), публичная защита результатов исследования и сравнение личной оценки с оценками преподавателя и других студентов, определение своего статуса в группе; планирование своей самостоятельной работы по устранению выявленных недостатков в технологических знаниях и умениях.

Рис. 9. Схема деятельности по выполнению учебно-исследовательского задания технологического характера

Содержание учебно-исследовательских заданий и порядок их выполнения обеспечивали формирование у студента новых технологических знаний и умений. В основу составления учебно-исследовательских заданий был положен индивидуальный подход. Задания были дифференцированы по трудности, что позволяло преподавателю в зависимости от уровня подготовки студента подбирать задания соответствующей сложности. В организационном плане процесс выполнения учебно-исследовательских заданий студентами осуществлялся в шесть этапов.

На первом этапе выполнения учебно-исследовательского задания студент знакомится с учебной и научной литературой, описывающей объект исследования; актуализирует необходимые для конструирования модели технической закономерности знания об однотипных технических устройствах, инструментах, материалах, методике эксперимента. В процессе этой деятельности студент осуществляет планирование, организацию своего рабочего места, актуализирует и переносит сформированные ранее знания на объект исследования. При этом выделялись межпредметные связи, межпредметные знания преобразовывались в умения технологической деятельности и приобретали профессиональную направленность, т. е. подвергались инверсии. Рассматривая содержание политехнических учебных заданий, П. Р. Атутов писал: «Эти учебные политехнические задачи должны представлять собой упрощенные модели таких типичных жизненных, производственно-технических задач, которые придется чаще всего решать работникам перспективных профессий, имеющим дело с техникой» .

На втором этапе студент конструировал идеальную модель изучаемого объекта. В качестве объекта выступали: явление, процесс, установка и т. п. В работающем техническом устройстве воплощена комбинация свойств материальных тел и законов природы, их устойчивые взаимосвязи. Конструкция технического объекта рассматривалась как искусственная среда, в которой протекают естественные процессы. Например, в процессе эксплуатации изделий, изготовленных из конструкционных сталей, в агрессивных средах и напряженном состоянии создаются условия для локализации коррозионного процесса на поверхностных дефектах, обусловленных технологией обработки рабочих поверхностей. Наиболее опасными являются растягивающие напряжения, формируемые на рабочих поверхностях.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Вот тут-то и появился Лис . —Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно. —Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен. —Ах, извини, — сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: —А как это — приручить? —Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: соз ...

Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие дет ...

«Фестивальная регата»
подросток свободный время культурный досуговый Программа организации свободного времени подростков в детском оздоровительном лагере Срок реализации программы – период с 28 июня по 18 июля 2008 года (вторая смена в детском оздоровительном лагере «Радуга»). Цель программы – формирование у подростков ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru