Осуществление письменного анализа урока требует навыков текущего и ретроспективного анализа. Основная цель этой работы - не столько в оценивании урока, сколько в развитии собственной педагогической наблюдательности и рефлексии.
При проведении анализа урока полезно пользоваться следующей схемой.
Примерная схема психологического анализа урока:
1. Психологическое обоснование структуры урока
(соответствие ее целям и задачам урока, возрасту учащихся, их возможностям).
2.
Содержание урока:
· качество учебного материала (его логичность, научность и т.п.);
· его соответствие возрастным особенностям учащихся.
3.
Организация познавательной активности учащихся на уроке:
· создание и поддержание соответствующей мотивации познавательной деятельности;
· внимание учащихся: используемые виды и методы их активизации;
· эффективность процессов восприятия и наблюдения (на соответствующих уроках);
· виды и процессы памяти; способы ее усовершенствования на уроке;
· приемы активизации мышления; его виды и операции, функционирующие на уроке;
· процессы воображения и творчества учащихся;
· речевая активность учащихся, ее формы и виды;
· работоспособность учащихся в течение урока.
4.
Особенности взаимодействия учителя и класса на уроке:
· общий эмоциональный фон урока, его изменения в ходе урока;
· манера поведения учителя, особенности его речи; стиль общения с учащимися;
· организованность и дисциплина в классе, способы ее создания и восстановления;
· адекватность осуществляемых оценок и отметок;
· организация совместной деятельности учащихся на уроке, их взаимоотношения при этом;
· учет при общении с учащимися их индивидуальных и групповых особенностей.
5.
Общие результаты урока (для ретроспективного анализа):
анализ урок администрация школа
· степень реализации целей и задач (с объективными подтверждениями и психологическими аргументами);
· главные достоинства и основные упущения;
· требуемые изменения и корректировки учебного материала и методики проведения аналогичного урока.
Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в установлении причин неудач и дифференцировании успеха случайного и успеха, запланированного, подготовленного. Цель психологического анализа урока состоит в том, чтобы учитель научился руководствоваться в оценке успешности или неуспешности своей работы, в выборе необходимых корректировок в последнем случае не столько своими эмоциями, сколько логикой постижения причин успеха: какие усилия продвигают к успеху, а какие оказываются затраченными впустую. Цель каждого урока определяется под влиянием многих факторов - и отнюдь не только психологических, но и учебно-методических и т.п. Однако никакая цель не будет достигнута, если учителю не удалось психологически повлечь учащихся в совместную деятельность, так как урок есть, прежде всего, - совместная деятельность учителя и учеников.
Новое в образовании:
Особенности
обучения письменной речи детей с дисграфией
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...
Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты
развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...
Изобразительная
деятельность как способ развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...