Осуществление письменного анализа урока требует навыков текущего и ретроспективного анализа. Основная цель этой работы - не столько в оценивании урока, сколько в развитии собственной педагогической наблюдательности и рефлексии.
При проведении анализа урока полезно пользоваться следующей схемой.
Примерная схема психологического анализа урока:
1. Психологическое обоснование структуры урока
(соответствие ее целям и задачам урока, возрасту учащихся, их возможностям).
2.
Содержание урока:
· качество учебного материала (его логичность, научность и т.п.);
· его соответствие возрастным особенностям учащихся.
3.
Организация познавательной активности учащихся на уроке:
· создание и поддержание соответствующей мотивации познавательной деятельности;
· внимание учащихся: используемые виды и методы их активизации;
· эффективность процессов восприятия и наблюдения (на соответствующих уроках);
· виды и процессы памяти; способы ее усовершенствования на уроке;
· приемы активизации мышления; его виды и операции, функционирующие на уроке;
· процессы воображения и творчества учащихся;
· речевая активность учащихся, ее формы и виды;
· работоспособность учащихся в течение урока.
4.
Особенности взаимодействия учителя и класса на уроке:
· общий эмоциональный фон урока, его изменения в ходе урока;
· манера поведения учителя, особенности его речи; стиль общения с учащимися;
· организованность и дисциплина в классе, способы ее создания и восстановления;
· адекватность осуществляемых оценок и отметок;
· организация совместной деятельности учащихся на уроке, их взаимоотношения при этом;
· учет при общении с учащимися их индивидуальных и групповых особенностей.
5.
Общие результаты урока (для ретроспективного анализа):
анализ урок администрация школа
· степень реализации целей и задач (с объективными подтверждениями и психологическими аргументами);
· главные достоинства и основные упущения;
· требуемые изменения и корректировки учебного материала и методики проведения аналогичного урока.
Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в установлении причин неудач и дифференцировании успеха случайного и успеха, запланированного, подготовленного. Цель психологического анализа урока состоит в том, чтобы учитель научился руководствоваться в оценке успешности или неуспешности своей работы, в выборе необходимых корректировок в последнем случае не столько своими эмоциями, сколько логикой постижения причин успеха: какие усилия продвигают к успеху, а какие оказываются затраченными впустую. Цель каждого урока определяется под влиянием многих факторов - и отнюдь не только психологических, но и учебно-методических и т.п. Однако никакая цель не будет достигнута, если учителю не удалось психологически повлечь учащихся в совместную деятельность, так как урок есть, прежде всего, - совместная деятельность учителя и учеников.
Новое в образовании:
Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения ...
Педагогическое значение подвижных игр
Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное значение. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные ...
Творчество как фактор развития
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Проблеме де ...