Характерной особенностью предметов естественнонаучного цикла является использование в качестве объектов научения вместо живых организмов или реальных процессов их моделей, что создает некоторые дополнительные трудности при проведении и анализе такого урока. Возникает проблема соответствия модели предмету изучения: полно ли она отражает свойства и качества изучаемой реальности. Даже при условии удачно выполненной и доступной для школьников модели учителю необходимо иногда возвращаться к тому, как учащиеся понимают соотношение модели и реального объекта (например, при работе с глобусом у школьников иногда возникает представление об идеально круглой Земле).
Специфика уроков физкультуры и трудового обучения состоит в том, что основным объектом изучения и усвоения являются не теоретические знания, а двигательные (практические) навыки. Это вызывает повышение роли индивидуальной работы с каждым учащимся, необходимость коррекции действий по ходу их исполнения. Обобщенный анализ типичных ошибок, весьма эффективный на уроках, например, математики или химии, может оказаться совершенно бесполезным на занятиях по труду или физкультуре, так как школьники редко обладают развитым видением собственных действий, чтобы узнать в демонстрируемых учителем типичных ошибках свои. Известно, что даже квалифицированные спортсмены, которые должны обладать развитым отражением собственных движений, зачастую удивляются, увидев их видеозапись. Еще одна особенность уроков физкультуры и труда заключается в повышенной опасности получения травм учениками, поэтому контроль учителя за действиями учащихся должен быть здесь особым, более действенным еще и в целях обеспечения их безопасности.
Развивающие методики и приемы повышения интереса к уроку.
В целях активизации познавательного интереса учащихся можно использовать следующие приемы: обогащение содержания урока за счет привлечения материала из серии таких книг, как "Занимательная физика" (Я.И. Перельман), подобные книги по другим предметам; привлечение в начале урока интересного материала по теме урока (показ старинной книги, журнала, использование видеотехники и т.д.); использование на уроке материала, связанного с деятельностью самих школьников (участие в археологических раскопках, географических и фольклорных экспедициях, турпоходах, поездках по историческим местам и т.д.); краеведческого материала, особенно взятого из школьных музеев, кабинетов и т.д.; применение элементов дискуссии (особенно при организации коллективной познавательной деятельности).
Приемы, активизирующие мышление.
Из всех познавательных процессов - восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь - школьники менее всего опираются именно на мышление, а чаще всего - на намять. Это связано с тем, что мышление как самая мощная познавательная функция возникает только в проблемных ситуациях.
Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, которая сопровождается состоянием удивления, недоумения, неопределенности, тревоги за состоятельность человека как личности, что неизбежно вызывает активизацию творческого мышления, актуализацию мотивации преодоления умственной трудности (наподобие спортивного азарта); эмоциональную разрядку при нахождении путей решения проблемы, обеспечивая прочное запоминание мате риала, привычку заниматься умственной работой, высокую личностную удовлетворенность тяжелым умственным трудом.
Новое в образовании:
Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное п ...
Принцип компьютеризации обучения
Быстрое развитие электронных вычислительных машин привело к тому, что ими начали интересоваться и как средством дидактической работы. Оказалось, что компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидакти ...
Творчество как фактор развития
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Проблеме де ...