Психологические основы анализа урока

Страница 9

Важно, чтобы у школьников не только возникали проблемные вопросы, но и чтобы они стремились их самостоятельно решать. Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и сопоставлять, обосновывать и оценивать, учитель не только активизирует мышление учащихся и формирует его самостоятельность, но и готовит необходимую психологическую основу (мотивационную, волевую и эмоциональную) для успешного выполнения работ творческого характера.

Проблемные ситуации можно использовать на ряде уроков почти по всем дисциплинам - и естественным, и гуманитарным.

Основные признаки проблемной ситуации:

· задается трудный вопрос, но доступный для учащихся;

· вопрос должен быть понятным;

· для поиска ответа на вопрос необходимо актуализировать исходные знания.

Методика и техника создания проблемных ситуаций подразумевают:

· введение двух неразрывно существующих, но взаимоисключающих понятий, мыслей, идей, фактов, оценок;

· разработку и постановку проблемных вопросов перед учащимися;

· личностное приобщение к событиям, обсуждаемым на уроке.

Приемы управления вниманием, памятью и мышлением.

Приемы, вызывающие и удерживающие внимание:

· эффект "яркого пятна";

· создание ситуации ожидания;

· неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации;

· опора на имеющийся опыт ученика;

· удовлетворение выраженной познавательной потребности в определенных знаниях;

· снятие состояния напряжения, страха, неуверенности.

· уважение личности ребенка (внимательность к его состоянию в данный момент).

При помощи памяти учащийся закрепляет достигнутые в учении результаты, сохраняет и воспроизводит в соответствии требованиями жизни и учебной деятельности. Без памяти человек ни к чему не может научиться, она обеспечивает единство и целостность личности, является основой накопления индивидуального опыта и нормального психического развития.

Качество основных процессов памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения) зависит от того, какое значение имеет для ученика запоминаемый материал, какой установкой он руководствовался при запоминании, какое отношение сложилось у него к запоминаемому материалу и как был связан этот материал с учебной деятельностью самого учащегося. Напоминание на уроке осуществляется под руководством учителя. Учитель организует активную деятельность учащихся по заучиванию:

· раскрывает значение данного материала;

· дает специальную установку на его запоминание;

· демонстрирует приемы логической обработки материала и его смысловой группировки;

· использует различные приемы и упражнения на усвоение информации и ее воспроизведение.

Учитель должен ориентировать учеников на то, чтобы они запоминали не всю информацию, а только необходимое, главное. Надо четко дифференцировать материал, указывая учащимся, что нужно запомнить на время, что - надолго, что - дословно, а что лишь принять к сведению или же уяснить общий смысл запоминаемого материала. Следует сокращать объем заучиваемого материала за счет укрупнения логических единиц, четко отграничивать действительно новое от уже известного; упражнять школьников в анализе логической структуры учебного материла, требуя различения основных его положений, аргументации и комментария. Важно, чтобы учитель не только сам владел приемами логической обработки нового материала, но и обучал этому учащихся.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Роль родного языка в развитии личности ребенка
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в 20 л ...

Сущность понятия «Семья»
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в «С ...

Работа с географическими терминами для совершенствования коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов
Развитие речи умственно отсталых учащихся -одна из важнейших задач, которая решается вспомогательной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru