Организация развития процессов памяти подразумевает:
· выделение ключевых понятий, идей, их осмысление;
· установку на длительность запоминания;
· обеспечение активности школьника при запоминании (использование логических заданий, "подключение" нескольких органов чувств и т.д.);
· установку на уверенное и ответственное запоминание.
Предупреждение забывания:
· в течение урока основные выводы четко повторить (желательно самому учителю) 2-3 раза с интервалами в 20-30 минут (из опыта В.Ф. Шаталова);
· желательно уже дома один раз прочитать текст и один раз повторить своими словами; чаще использовать активное воспроизведение материала в виде припоминания по схеме: "карандаш-чистый лист бумаги" (из рекомендаций К.Д. Ушинского);
· применение знаний на практике (упражнения, лабораторные работы и т.д.).
Организация мыслительной деятельности:
· применение логических операций в комплексе (сравнение, классификация, обобщение, выделение главного, типизация и т.д.);
· использование переноса знаний в практическую деятельность;
· сочетание наглядно-действенного, образного и логического мышления;
· эффект "внечувственного" проявления мышления, например, с помощью пословиц типа "Не все то золото, что блестит"; "Не в свои сани не садись" и т.д., а также других форм фольклора.
Связь обучения, психического и личностного развития школьников.
Суть гуманизации всего процесса обучения, воспитания и образования заключается в том, что любое знание о человеке и для человека применяется как знание, добытое людьми для удовлетворения их общественных потребностей в борьбе идей, мнений, желаний и идеалов.
Л.И. Божович отмечала, что многие учащиеся (особенно младшие школьники и подростки) больше верят эмпирическим знаниям, полученным на чувственной основе (например, "танк давит на почву сильнее, чем человек", "железо в любой форме всегда тонет", "раб - тощий, больной человек, рабовладелец - полный, здоровый"), чем научным, связанным с рациональным познанием.
В итоге у ребенка совмещаются две сферы знаний - бытовая и научная. В первые он верит и применяет в жизни, во вторые, хотя и не всегда верит, но применяет для "спасения" в трудных ситуациях - на уроках, на экзаменах, ради хорошей отметки.
Такое "лавирование" знаниями ведет к конформизму (школьник расплачивается. личностью", превращается в двуличного человека). Задача же школы - сформировать у ребенка целостную систему знаний, включающую в себя эмпирический опыт на базе научных знаний.
Для связи чувственного и рационального опыта познания необходимо использовать следующие приемы:
· "перекидывание" мостика с образа на понятие, т.е. давать эмоционально-чувственную опору при работе над понятием (например, получить с помощью мензурки грамм-моль воды; "найти" вокруг себя функциональные зависимости, прямые и обратные, пропорциональные);
· "веер" наглядных пособий, включающий расширение понятий за счет чувственного компонента (например, показать в классе 2-3 исторические картины на тему "Раб и господин", из которых ясно, что вторые безраздельно владеют первыми); самостоятельное конструирование знаний с помощью микроЭВМ, дисплеев (например, составление программ для прогнозирования броуновского движения);
Новое в образовании:
Анализ оздоровительной работы детских садов № 87 и №23
ДОУ №87,города Нижнекамск. Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87» г. Нижнекамска был открыт в 1997 году. ДОУ расположено в типовом двухэтажном здании. В настоящее время функционирует 12 групп: ...
Основы развития физических качеств и способностей у детей дошкольного и
младшего школьного возраста
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д. От д ...
Содержание воспитания
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания се ...