Беседа с учителем после посещения урока. Очень трудно беседовать с учителем после посещенного урока - это известно каждому руководителю школы. Мы наблюдали немало серьезных ошибок.
Первая ошибка - в некритическом отношении к новым, "модным" течениям в педагогике. Руководитель требует, чтобы нее уроки были проблемными, чтобы выставлялся поурочный балл, чтобы па каждом уроке применялись технические средства и т.д. Нигилистическое отношение к традиционным методам обучения ведет к неверной ориентации учителя, а порой и к прожектерству.
Вторая ошибка, когда руководитель школы ищет только недостатки, придирчиво, часто гипертрофируя, разбирает лишь теневые стороны урока.
Третья ошибка, когда анализ ведется в состоянии эмоционального подъема, когда не сущность вопроса (учитель ее даже не улавливает), а возмущение, тон составляют суть "разноса".
Четвертая ошибка - стремление навязать учителю свое мнение, нетерпимость к творческому поиску, оригинальности, чрезмерный субъективизм в оценке уроков. Необходимо бережное отношение к индивидуальности учителя. Анализ урока - это тоже творческий поиск, это беседа двух коллег, одинаково заинтересованных в главном - в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, в росте мастерства преподавателя.
Нельзя анализировать урок абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех, без исключения, средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все "элементы" - значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.
Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере следующие конкретные обстоятельства:
· особенности темы. Могут быть уроки, где нет места опросу, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать учащихся, работать с книгой и т.д. Учитель имеет право и на лекцию, и на информационное изложение, и на беседу, т.е. может применять различные, наиболее эффективные методы работы, обеспечивающие глубокое изучение именно данной конкретной темы;
· возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков и т.д. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель для углубленного раскрытия материала, и вместе с тем предъявлять реальные требования;
· состав данного класса, уровень развития и способностей учащихся. Известно, что нередко мнение об уроке составляется на основе ответов учащихся, контрольных работ, подготовки класса. При этом учитывается уровень подготовки учащихся в данный момент. Между тем класс классу рознь. Бывает класс слабый, в нем много отстающих, учитель сумел сделать громадный шаг вперед, а инспектирующий этого не учитывает, требует таких же знаний, как в соседнем классе;
· индивидуальность учителя, стаж его работы, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Бывают случаи, когда руководитель школы не все скажет, что заметил на уроке, в чем-то пощадит самолюбие учителя (если это, разумеется, не в ущерб делу). Разбор урока - это не только научный анализ, это еще искусство, в значительной степени опирающееся на знание психологии учителей и конкретных качеств данного человека. Нужно уметь даже неприятные вещи говорить так, чтобы учитель не потерял в себя веру, не вышел из строя. Нужно избегать тотальных определений. Например, бестактно говорить молодому учителю: "Вы совершенно не владеете методикой." Или пожилому учителю: "А предмет-то вы забыли, ничего не знаете из современного курса".
Недостатки урока никогда не вызываются злым умыслом, просто что-то не получилось: переволновался учитель, неожиданно столкнулся с непониманием какой-то задачи, кто-то нарушил дисциплину - труден учебный процесс, нельзя уложить его в строгие рамки циркуляров и указаний. Бывают, конечно, и ошибки, вызванные неподготовленностью к данному уроку или общей низкой педагогической культурой отдельных учителей. Все это требуется понять и соответствующим образом раскрыть.
Новое в образовании:
Колорит
Фундаментом в моей работе является цвет, не один, а несколько, их сочетания. Неотъемлемой частью композиции в декоративной работе является колорит. Колорит в живописи представляет собой определенное сочетание цветов, гармонизирующих между собой и обладающих единством. В более узком, профессионально ...
Краткая история трудового и технологического обучения
в России
В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем, русским педагогом, основателем русского мануализма. Рассматривая ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деяте ...
Школа С. Френе
Создавая школу, сориентированную на ребенка, С. Френе вовсе не склонен считать, что взрослые во всем должны полагаться на сиюминутные желания детей. Первые же столкновения с реальной жизнью заставят воспитанников задуматься о необходимости подчиниться обстоятельствам, государственной власти или общ ...