Техника анализа урока

Страница 3

Различные методисты предлагают сложные схемы анализа урока. Требуют обращать внимание на цели урока: образовательные, воспитательные, развивающие. Анализ урока должен охватывать идеологическую сторону, научно-теоретический уровень преподавания, содержание урока, логическую структуру объяснения, связь с предыдущим материалом, дифференцированность подхода к учащимся, их активность и самостоятельность, методическое совершенство: организацию опроса, проверку домашних заданий, закрепление, задание на дом, работу над речью учащихся, использование технических средств и наглядных пособий и т.д. Требуется отметить и деятельность учителя на уроке: его активность, такт, способность формировать знания учащихся на уроке и т.д.

Психологи предлагают свой план психологического анализа урока: предлагается обратить внимание на проявление различных видов внимания, зависимость внимания от содержания материала, на активизацию мышления учащихся, на формирование и закрепление умений и навыков и т.д.

Все эти схемы имеют положительное значение, и с ними полезно познакомиться. Но возможно ли вести запись урока по этой схеме, отвечать на каждый из поставленных предварительно вопросов? Нам кажется, что такой подвижный, динамичный процесс, как урок, невозможно уложить в рамки какой-то даже самой совершенной схемы. Практически запись урока отражает ход урока с конкретными замечаниями положительного и отрицательного характера, относящимися к разным сторонам деятельности учителя и учащихся. Долголетняя практика и наблюдения убедили нас, что запись урока должна отличаться большой простотой, ясностью и глубиной непосредственного анализа.

Тетрадь делится на две части: две трети страницы (слева) посвящены записям о ходе урока, одна треть (справа) отводится замечаниям по ходу урока. Запись урока начинается обычно с оценки орг. минутки. Основной анализ охватывает, как правило, несколько важных моментов:

1. Как опрашиваются ученики (проверка домашних заданий, опрос, учет знаний).

2. Объяснение учителя (содержание, методы, активность учащихся).

3. Воспитательные моменты на уроке.

4. Эффективность и разнообразие закрепления и самостоятельной работы учащихся.

5. Применение наглядных пособий и технических средств.

6. Задание на дом.

С точки зрения содержания обращается внимание на научность, связь с жизнью преподносимого материала, воспитательное воздействие.

С точки зрения методики - способность преподавателя выбрать оптимальные методы работы, способствующие активизации обучения; развитие навыков, умений и самостоятельности учащихся и сознательное усвоение ими изучаемого материала.

С точки зрения психологии - выполнение задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов учащихся.

Оценка урока определяется степенью выполнения учебно-воспитательных задач урока - достигнуты ли образовательные и воспитательные цели, поставленные учителем; получили ли учащиеся знания на уроке; способствовал ли урок их общему развитию и формированию воспитанности.

Проследим, как ведется запись урока, и проанализируем характер этих записей.

Идет опрос. Администратор записывает вопрос и фамилию вызнанного ученика. В случае если вопрос нуждается в последующем обсуждении, делается пометка тут же, рядом.

Ученик ответил. Дать кратко оценку ответа. Возможна запись в адрес учителя: учитель задает не вспомогательный, а подсказывающий вопрос; учитель занят с одним учеником, класс не работает. Тут же полезно сделать и предложение, как поправить положение. Записываются ошибки по существу ответа, языковые погрешности, делаются замечания на реакцию учителя, его комментарии и т.д.

Особое внимание нужно уделить глубине и точности ответов учеников, определить уровень их подготовки и степень самостоятельности, это, во-первых. Во-вторых, насколько включен в работу класс во время опроса. Серьезной и распространенной ошибкой нужно считать стремление отдельных учителей "вытянуть" ответ, ограничиться односложными репликами отвечающего. С целью облегчить работу учащихся некоторые учителя задают вопросы, требующие лишь воспроизведения отдельных положений учебника или объяснений учителя" Такая система требований ведет к зазубриванию, тормозит развитие мышления учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в физическом развитии
Коррекционная работа – одно из важнейших направлений работы в дошкольном учреждении. Она включает в себя три основных составляющих: деятельность воспитателя в процессе проведения режимных моментов; специальные мероприятия, выполняемые руководителем физического воспитания и медицинскими работниками; ...

Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в современной педагогической науке
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня этого уже не достаточно. Выпускник должен не просто знать предмет, но быть в нем компетентным. Понятия компетенции и компетентности являются в настоящее время ключевыми в ...

Последовательность этапов образовательной среды ВУЗа
Образовательная среда вуза является важным психологическим условием не только в приобретении личностью профессиональных знаний, умений и навыков, но и в развитии стремления к самосовершенствованию и самореализации. Профессиональная самореализация является наиболее высоким уровнем самореализации. Он ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru