В какой последовательности знакомить дошкольников с Государственной символикой и почему именно так?
Предлагаю следующую последовательность в ознакомлении детей с символикой России:
Государственный флаг России.
Государственный гимн России.
Герб Егорьевска
Государственным герб России.
Такая последовательность наиболее целесообразна в работе с дошкольниками. Первоначальное знакомство с Государственным флагом
России обусловлено двумя причинами. Во-первых, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д. Во-вторых, при знакомстве с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь две вещи: цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение.
Далее следует знакомство с Государственным гимном России. Это песня, т.е. гимн имеет 2 составляющих: слова и музыка. Обе эти составляющие должны быть подвергнуты анализу. А поскольку вся Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, дети совместно с педагогом должны отыскать отображение трех полос (трех цветов) флага как в словах, так и в музыке гимна. Таким образом, вместе с воспитателем дети анализируют и слова, и музыку. Эта задача более сложная, нежели просто запоминание символики трех цветов и их взаиморасположения. Кроме того, такая последовательность позволяет на занятии «Герб России» еще раз вернуться к повторению символического значения цвета в символике России.
Затем предлагаем проводить отдельное занятие по теме «Герб Егорьевска». Это занятие очень важное, т.к. герб Егорьевска далее станет одним из центральных элементов при анализе герба России. Детям предлагается рассмотреть форму и основной цвет герба Москвы и выяснить, что он символизирует. Детям рассказывается легенда, из которой они узнают, кто изображен на гербе Егорьевска. А вот цвет, с символикой которого дети уже знакомы, и эти знания многократно отработаны, позволяет детям самим попытаться проанализировать, что же олицетворяет собою всадник на белом коне, за плечами которого развевается синий плащ. «Новым» является черный цвет, но его символическое значение не вызывает затруднений у детей.
И только после этого целесообразно проводить занятие-исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме герба и о том, что она символизирует, видят и рассказывают, что и кто изображен в центре герба России — герб Егорьевска, имеют прочные знания о символическом значении цвета. Воспитатель же обращает внимание на двуглавого орла, спрашивает, что это за птица, какая она. Дети рассматривают крылья птицы, рассуждая о том, на что они похожи, что символизируют. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, о скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке. В более старшем возрасте к этому они еще вернутся. Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов — от простого к сложному и, как показывает опыт, дает хорошие результаты.
Далее приведён план цикла занятий “Какого цвете Родина” Основная цель занятий цикла — воспитание уважения к своему народу, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственным символам РФ. Эта цель является единой для всех занятий цикла.
Таблица 1
Цикл занятий “Какого цвета родина”
№ п/п |
Месяц |
Тема |
Обучающие цели, задачи |
1 |
Сентябрь |
Наша Родина — Россия |
Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут(территория, Президент, столица, язык и др.) |
2 |
Октябрь |
Неофициальные символы России |
Познакомить детей с основными неофициальными символами России |
3 |
Ноябрь |
Государственный флаг РФ |
Познакомить дошкольников с изображением Государственного флага РФ, формировать представления о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении |
4 |
Декабрь |
Государственный гимн РФ |
Познакомить детей с Государственным гимном России и правилами его использования. Дать первоначальные представления о Государственном гимне России; его происхождении, назначении, содержании; определить его сходные и отличительные признаки с другими музыкальными произведениями |
5 |
Январь |
Москва — столица России. Герб Москвы |
Познакомить детей с гербом Москвы, его происхождением, назначением, символикой образов и цвета в нем |
6 |
Февраль |
Вооруженные силы России: эмблемы и символы |
Познакомить детей с понятием эмблема, закрепить понятие символ, познакомить с наиболее распространенными эмблемами различных родов войск и значением символов в них |
7 |
Март |
Государственный герб России |
Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значе_ИИ цветов и образов в нем |
8 |
Апрель |
Герб и флаг родного города |
Познакомить детей с изображением флага и герба родного города, со значением символов в нем, символикой цветов |
9 |
Май |
Знамя Победы |
Формировать элементарные представления об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, их назначении; формировать представления об истории знамен |
10 |
Июнь |
Конкурс-викторина «Герб — флаг — гимн» |
Обобщить знания и представления детей о Государственных символах Российской Федерации |
Новое в образовании:
Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно –
практического обучения школ глухих
Содержание работы на уроках предметно – практического обучения определяется учебной программой. В программе прежде всего указаны так называемые житейские понятия, усвоение которых должно подготовить глухих учащихся к трудовому обучению и воспитанию, к обучению общеобразовательным предметам. Введени ...
Организация самостоятельной
работы студентов
В организации опытного обучения мы учитывали, что повышение качества технологической подготовки учителя невозможно без четкой организации самостоятельной работы студентов. Мы исходили из понятия самостоятельной работы как познавательной деятельности, в процессе которой студент активно воспринимает, ...
Проблема детской субкультуры в контексте традиционной
культуры
В 50-х годах ХХ века возрастает исследования детства, которые изучали чем дети одного народа, отличаются от другого, которые выросли в разных социокультурных средах. Были рассмотрены то, как дети усваивают культуру своего народа, особенности методов и средства воспитания народов. Обсуждалось роль т ...