Обработка данных:
В ходе обследовании педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
· Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл.
· Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.
· Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») – 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.
Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) – 5 баллов.Результаты протоколировались и затем обрабатывались. Данные исследования представлены в приложениях № 3 (экспериментальная группа), № 3а (контрольная группа).Анализ рисунков детей свидетельствует о наличии большого количества низких и средних показателей выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное»:
низкий уровень (1-2 балла) показали:
· в экспериментальной группе 5 детей (62,5%);
· в контрольной группе 6 детей (75%);
средний уровень (3-4 баллов):
· в экспериментальной группе 3 детей (37,5%);
· в контрольной группе 2 детей (25%);
высокий уровень (5 баллов):
· в экспериментальной группе и в контрольной группе отсутствует;
Полученные статистические результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2Результаты анализа детских работ на этапе констатирующего эксперимента(Методика «Солнце в комнате» В. Синельников, В. Кудрявцев)
Балл/уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% | |
1-2 балла (низкий) |
5 |
62,5 |
6 |
75 |
3-4 баллов (средний) |
3 |
37,5 |
2 |
25 |
5 баллов (высокий) |
- |
0 |
- |
0 |
Таким образом, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о наличии большого количества средних и низких показателей проявления творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента убедительно доказывает необходимость педагогической работы по развитию у детей творческого воображения .Мы считаем, что целенаправленная систематическая работа, включающая разработку и применение методики обучения детей декоративному рисованию, будет содействовать развитию творческого воображения ребенка.
Новое в образовании:
Развитие творческих способностей учащихся на
примере обучения декоративной резьбе по дереву
При резании древесины по наклонной линии против направления волокон срез получается нечистый, с заколами и задирами (рис. 1, А, Б). Срез поперек волокон или срез под прямым углом к направлению слоя древесины получается менее блестящим и гладким, чем в первом случае, но вполне пригодным для лицевой ...
Организация контроля знаний по информатике в старших
классах на основе тестирования
В настоящее время среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов в школьном обучении. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использоват ...
Образовательные системы дошкольных учреждений
Существует различные виды образовательных систем, программ, альтернативные технологии дошкольного образования. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольным образовательным учреждениям России, работавшим до1989 года по ...