Проведя также анализ творческих работы детей экспериментальной группы, обращает на себя внимание тот факт как дети увлеченно, старательно и с энтузиазмом выполняли задания от одного этапа работы к другому. Творческие работы высокого качества и довольно выразительные были изготовлены Лизой, Стасом , Машей, Глебом. Эти ребята отличились усидчивостью, продуктивностью в работе, оказывали помощь другим детям. В процессе самостоятельной работы практически не обращались с вопросами к педагогу.После посещения «Русской избы» ,Серёжа сказал , что видел у бабушки на полке « дымковского козлика », а Глеб, увидев Катю в красочном сарафане, сказал : «Ты как барыня из Дымково». Накануне новогодних праздников Лена предложила расписать ёлочные игрушки дымковским узором: « У нас будет ещё одна ёлка – дымковская».
Таким образом, анализ творческих работ формирующего эксперимента показал, что у детей в процессе систематических занятий декоративным рисованием, использования дидактических игр и упражнений, проведения экскурсий уровень творческого воображения имеет тенденцию к развитию. На основании полученных результатов экспериментальной работы можно констатировать: 1. Занятия декоративным рисованием способствует развитию продуктивности, оригинальности воображения и выразительности рисунка у старших дошкольников, что свидетельствует о развитии у них творческого воображения. 2. Целенаправленный педагогический процесс с использованием систематических занятий декоративным рисованием, дидактических игр и упражнений способствует развитию творческого воображения.
3. В процессе занятий с детьми декоративным рисованием можно отметить также следующие моменты:
· стремление детей к творческой деятельности;
· устойчивый интерес к новому, необычному, мало изученному;
· быстроту и легкость принятия и выполнения задания;
· качество выполнения работы, ее оригинальность;
· продолжительность и увлеченность самим процессом выполнения работы.
4. Развитие творческого воображения в процессе занятий декоративным рисованием эффективно в ситуации благоприятного положительного воздействия, а разнообразие методов и приемов работы по денному направлению содействует раскрытию творческого потенциала ребенка.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческое воображение детей при применении декоративного рисования развивается в разных направлениях:
· В предварительном создании эскизов на бумаге;
· В продумывании элементов узора;
· В расположении их на объемах;
· В создании предметов декоративного характера;
· Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.Е. А. Флерина в одной из своих работ писала: «Бывают . моменты в детском творчестве, когда ребенок с интересом и удовольствием повторяет свое новое достижение в различных вариантах и тем закрепляет его. Эти моменты ценны и необходимы, так как они делают опыт ребенка прочным и осознанным, реализуют его в новых замыслах. Срывать эти моменты новыми заданиями, а также отвлекать замечаниями и указаниями не следует, так как это мешает укреплению навыка. Дошкольник, как известно, особенно нуждается в повторении, закреплении каждого нового достижения, к какой бы области оно ни относилось».Мы проверили на практике один из вариантов решения проблемы развития творческого воображения, используя в практике занятия декоративным рисованием детей старшего дошкольного возраста.С помощью разработанной нами методики занятий декоративным рисованием мы добились динамики развития творческого воображения у детей экспериментальной группы. Интерес к данному виду деятельности у детей возрос, дети стали стремиться к высокой результативности, качеству, аккуратности, оригинальности в изготовлении работ.Можно сделать вывод, что внедрение экспериментальной методики в работу со старшими дошкольниками показало положительные количественные и качественные изменения в развитии творческого воображения у детей. Таким образом, проведенная нами работа и использованием занятий декоративным рисованием, содействовала развитию творческого воображения у детей. Организация и использование декоративного рисования с целью развития у детей творческого воображения, на наш взгляд, способствует также:
Новое в образовании:
Социализация как процесс становления социальных
отношений. Проблемы вхождения ребенка-сироты в систему социальных отношений
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности ...
Методические рекомендации по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Между умственным и речевым развитием ребенка существует тесная взаимосвязь, поэтому коррекционная работа должна оказывать комплексное воздействие на все психические процессы. Среди детей-логопатов нередко встречаются дети с низким уровнем всех видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной. В то вр ...
Изучение новой внутренней позиции
Эксперимент проводится индивидуально в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос: 1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, при ...