Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования:
1) изолированное произнесение;
2) в слогах разной структуры (8 модулей);
3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);
4) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).
1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих).
Инструкция: «Повтори за мной звуки».
[с] –
[с’] –
[з] –
[з’] –
[ц] –
Примечание: в данном примере дается обследование свистящих звуков: [с, с’, з, з’, ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л’, р, р’, г, г’, к, к’, х, х’, j].
Критерии оценки:
4 балла – правильно произносятся все звуки;
3 балла – нарушается произношение одного звука;
2 балла – нарушается произношение 2 – 3 звуков;
1 балл – искажаются, заменяются более трех звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.
2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции.
Инструкция: «Повтори за мной».
Примечания: условные обозначения
С – согласный, Г – гласный, С N – звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В данном примере на месте С$ будут [с, с’, з, з’, ц].
1. С$ Г - С$А, С$О, С$У, С$Ы
2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$
3. С$ СN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
4. СN С$ Г - БС$А, БС$О, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
5. Г СN С$ - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
6. Г С$ СN – АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
8. Г С$ Г – АС$А, ОС$О, УС$У, ЫС$Ы
Критерии оценки:
4 балла – во всех типах слогов звуки произносятся правильно;
3 балла – искажает только в словах со стечением Г С$ СN, Г СN С$;
2 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ СN, СN С$ Г, Г СN С$, С$ СN Г;
1 балл – искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);
0 баллов – искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).
3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова.
Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).
сани сено
оса осень
нос неси
зубы Зина
коза вези
цепь конец
Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца).
коса коза яйцо
оса зонт овца
сад заяц птица
сова язык цветы
сок замок боец
песок зубы певец
Критерии оценки:
4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;
3 балла – нарушается произношение одного звука;
2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.
4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры.
Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А. К. Марковой).
13 классов слов по А. К. Марковой:
1) двусложные слова с открытыми слогами (мука);
2) трехсложные слова с открытыми слогами (молоко);
3) односложные слова (дом, кот, дуб);
4) двусложные слова из открытого и закрытого слога (пенал);
5) двусложные слова со стечением согласных в середине (мышка);
6) двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (компот);
7) трехсложные слова с закрытым слогом (телефон);
8) трехсложные слова со стечением согласных (конфеты);
9) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник);
10) трехсложные слова с двумя стечениями согласных (морковка);
11) односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (хлеб, волк);
Новое в образовании:
Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях
Педагогика, как и всякая наука, имеет свой объект и предмет исследования, свою систему методов и, конечно, свой категориальный аппарат. Категориальный аппарат – совокупность терминов и понятий, которые используются (или вырабатываются) наукой в процессе исследования. В понятиях, которыми пользуется ...
Формирование культурно-гигиенических навыков в режиме дня
План деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах в своей возрастной группе (Вторая младшая) Режимный процесс Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков Содержание культурно-гигиенических навыков Приемы воспитания Прием детей Воспитывать бережное отношение ...
Методика изложения теории вероятностей в школе
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям, и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изл ...