Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Кружок также имеет сильное воспитательное значение, так как его целью является не только освещение какого-нибудь узкого вопроса, но и то, что учащихся надо заинтересовать, вовлечь их в самостоятельную деятельность.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 классах. В данной работе представлена разработка такого математического кружка.
Для занятий математического кружка «Занимательная математика» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи.
Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.
Основные требования
к программе кружка:
1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
2) использование занимательности;
3) использование исторического материала;
4) решение нестандартных, олимпиадных задач;
5) учет желаний учащихся;
6) особенности школы;
7) наличие необходимой литературы у учителя.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Настоящая программа рассчитана на полгода обучения и предназначена для работы с обучающимися 5 класса в возрасте 10 – 12 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, и по времени рассчитано на 45 минут, увеличивать время не рекомендуется, так как это не соответствует возрастным особенностям учащихся.
Основными целями кружка являются:
1. Формировать у учащихся качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.
2. Развивать у учащихся интерес к математике.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать расширению математического кругозора школьников.
5. Добиваться выработки умений у учащихся решать нестандартные, логические, комбинаторные задачи.
6. Сформировать у учащихся приемы и навыки решения прикладных задач.
А также изучение различных исторических фактов об известных математиках, их открытиях, воспитание трудолюбия, самостоятельности у учащихся.
Учебно-тематический план кружка (1 час в неделю)
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Примечания |
1 |
Введение |
1 | |
Все о числах |
3 | ||
2 |
Великаны и карлики в мире чисел. |
1 | |
3 |
Признаки делимости. |
1 | |
4 |
Магические квадраты. |
1 | |
Мы умеем решать задачи. |
6 | ||
5 |
Решение задач методом "с конца". |
1 | |
6 |
Задачи на разрезание и перекраивание. |
1 | |
7 |
Задачи на взвешивания и переливания. |
1 | |
8 |
Элементы комбинаторики. |
1 | |
9 |
Графы. |
1 | |
10 |
Круги Эйлера. |
1 | |
Занимательная математика. |
3 | ||
11 |
Математические шифры. |
1 | |
12 |
Геометрия на спичках. |
1 | |
13 |
Фокусы. |
1 | |
14 |
Заключительное занятие. |
1 |
Новое в образовании:
Семья и родственные окружения
Большое влияние на детскую субкультуру вносят родители и воспитатели, если сравнивать с прошлыми столетиями, человечество начло понимать и обращать внимание на воспитание и развитие детской субкультуры. Важнейшим институтом социализации раннего детства является и родители и родственное окружение, г ...
Спектакль «Аленушка и лиса»
(для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого спектакля потребуется фланелеграф и картинки с изображением героев в разных ситуациях (см. ниже текст сказки): старик, старуха, Аленушка, подружки в разных видах (см. ниже текст сказки), медведь, волк, лиса; а также декорации: изба, внутрен ...
Принцип доступности
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Не надо забывать и о том ...