Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9.
Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2.
Из таблицы №1 видно, что в средней группе большинство детей имеют низкий уровень воображения. Эти дети фактически не приняли задачу, они рисовали с заданной фигуркой что- то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»).
Вероника К. «Не знаю»
Матвей К. «Кружок»
Средний уровень творческого воображения показывают лишь 20% детей. Для среднего уровня характерно: схематичность рисунка, отсутствие деталей.
Соня Л. «Лицо»
Алёша П. «Солнце»
В средней группе не было ни одного ребёнка с высоким уровнем творческого воображения.
В подготовительной группе показатели творческого воображения детей существенно отличаются.
В подготовительной группе с низким уровнем развития только 3 ребёнка.
Марк Л. «Не знаю»
Полина В. «Птица»
Со средним развитием 11 детей.
Лиза С. «Шкафчики в раздевалке»
Юля П. «Цветок»
В подготовительной группе 6 детей с высоким уровнем развития. Эти дети дали детализированные, оригинальные рисунки. Предложенная фигурка для дорисовывания является у них центральным элементом рисунка.
Демьян Г. «Велосипед»
Даша Ж. «Зайчик»
Для подтверждения значимости различий в средней и подготовительной группах был применён критерий Фишера, результаты представлены в приложении (таблица №3).
Полученные результаты показывают значимое различие у детей средней и подготовительной групп по всем уровням: высокому, среднему, низкому. Творческое воображение значимо выше у детей подготовительной группы.
Это связано с тем, что воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.
Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.
Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:
Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
Новое в образовании:
Взаимодействие семьи и школы
Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительск ...
Высшее образование «длинного» цикла
Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы. Более поло ...
Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Эти идеи были позднее развиты К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где ...