Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Педагогика сегодня » Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста » Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Страница 1

Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9.

Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2.

Из таблицы №1 видно, что в средней группе большинство детей имеют низкий уровень воображения. Эти дети фактически не приняли задачу, они рисовали с заданной фигуркой что- то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»).

Вероника К. «Не знаю»

Матвей К. «Кружок»

Средний уровень творческого воображения показывают лишь 20% детей. Для среднего уровня характерно: схематичность рисунка, отсутствие деталей.

Соня Л. «Лицо»

Алёша П. «Солнце»

В средней группе не было ни одного ребёнка с высоким уровнем творческого воображения.

В подготовительной группе показатели творческого воображения детей существенно отличаются.

В подготовительной группе с низким уровнем развития только 3 ребёнка.

Марк Л. «Не знаю»

Полина В. «Птица»

Со средним развитием 11 детей.

Лиза С. «Шкафчики в раздевалке»

Юля П. «Цветок»

В подготовительной группе 6 детей с высоким уровнем развития. Эти дети дали детализированные, оригинальные рисунки. Предложенная фигурка для дорисовывания является у них центральным элементом рисунка.

Демьян Г. «Велосипед»

Даша Ж. «Зайчик»

Для подтверждения значимости различий в средней и подготовительной группах был применён критерий Фишера, результаты представлены в приложении (таблица №3).

Полученные результаты показывают значимое различие у детей средней и подготовительной групп по всем уровням: высокому, среднему, низкому. Творческое воображение значимо выше у детей подготовительной группы.

Это связано с тем, что воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.

Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира.

Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Домашние задания исследовательского характера
домашний учебный задание история Одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы, является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательс ...

Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Школа С. Френе
Создавая школу, сориентированную на ребенка, С. Френе вовсе не склонен считать, что взрослые во всем должны полагаться на сиюминутные желания детей. Первые же столкновения с реальной жизнью заставят воспитанников задуматься о необходимости подчиниться обстоятельствам, государственной власти или общ ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru