Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Педагогика сегодня » Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста » Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Страница 1

Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9.

Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2.

Из таблицы №1 видно, что в средней группе большинство детей имеют низкий уровень воображения. Эти дети фактически не приняли задачу, они рисовали с заданной фигуркой что- то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»).

Вероника К. «Не знаю»

Матвей К. «Кружок»

Средний уровень творческого воображения показывают лишь 20% детей. Для среднего уровня характерно: схематичность рисунка, отсутствие деталей.

Соня Л. «Лицо»

Алёша П. «Солнце»

В средней группе не было ни одного ребёнка с высоким уровнем творческого воображения.

В подготовительной группе показатели творческого воображения детей существенно отличаются.

В подготовительной группе с низким уровнем развития только 3 ребёнка.

Марк Л. «Не знаю»

Полина В. «Птица»

Со средним развитием 11 детей.

Лиза С. «Шкафчики в раздевалке»

Юля П. «Цветок»

В подготовительной группе 6 детей с высоким уровнем развития. Эти дети дали детализированные, оригинальные рисунки. Предложенная фигурка для дорисовывания является у них центральным элементом рисунка.

Демьян Г. «Велосипед»

Даша Ж. «Зайчик»

Для подтверждения значимости различий в средней и подготовительной группах был применён критерий Фишера, результаты представлены в приложении (таблица №3).

Полученные результаты показывают значимое различие у детей средней и подготовительной групп по всем уровням: высокому, среднему, низкому. Творческое воображение значимо выше у детей подготовительной группы.

Это связано с тем, что воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.

Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира.

Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Варианты подходов к формированию индивидуального стиля в классном руководстве
Индивидуальный стиль в классном руководстве понимается как целостная система операций педагогического общения, обеспечивающая эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемая целями, задачами педагогической деятельности и свойствами различных уровней индивидуальности педагога. Система ...

Сущность творческой деятельности учащихся профессионально-технических училищ
Решение педагогических проблем развития творчества немыслимо без учета закономерностей формирования творческого мышления и на их основе разработки методики, содержания и оптимальных путей обучения творчеству. В качестве главного критерия творчества зачастую выдвигается только результат деятельности ...

Изучение новой внутренней позиции
Эксперимент проводится индивидуально в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос: 1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, при ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru