Межпредметные связи широко используются в профессионально-технических училищах с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В то же время многие из учащихся, зачастую не умеют применять при решении творческих технических задач знания, полученные на уроках, что объясняется не разработанностью соответствующей методики.
Осуществление межпредметных связей в учебном процессе, прежде всего, предполагает взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, отбор и построение учебного материала, который определяется общими целями образования, отраслями научного знания, техники и организации производства (система технических, технологических и организационных знаний, умений и навыков), обеспечивающими подготовку рабочих высокой квалификации.
Развитие технического творчества учащихся системы профессионально-технического образования необходимо осуществлять с учетом органической взаимосвязи знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе изучения общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов, а также впроцессе производственного обучения. Имеются широкие возможности использования внутри- и межпредметных связей с целью развития творческих способностей учащихся. Учебные планы профессионально-технических училищ предусматривают изучение общеобразовательных, общетехнических и специальных (профилирующих) циклов. В последний из них, который является ведущим, входят специальная технология и производственное обучение. Общетехнический цикл объединяет такие дисциплины, как черчение, материаловедение, и. другие, в которых раскрываются общие вопросы техники, технологии и организации производства, отражающие профиль профессиональной подготовки. Остальные предметы, содержащие основы наук, составляют общеобразовательный цикл.
Через межпредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях ученика. Осуществление этих связей в техническом творчестве позволяет: успешно развивать творческое мышление, формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук; вооружать учащихся научными основами современного производства, пониманием общих принципов действия технологических устройств; расширять потенциальные возможности учащихся в техническом творчестве, развивать их умственные способности, обеспечивать положительное влияние на эмоциональную и физическую сферы деятельности; согласовывать деятельность мастеров и преподавателей и координировать управление всем ходом технического творчества учащихся.
Взаимосвязь знаний по различным предметам выступает, с одной стороны, как объективная необходимость глубокого и всестороннего познания общих основ изучаемого явления, а с другой, способствует сознательному выполнению учащимися творческих заданий, открывает широкий простор для проявления и развития творчества. Чем шире привлекаются межпредметные связи к решению творческих технических задач, тем больше вероятность возникновения творческих идей; Применение знаний из разных учебных дисциплин для решения творческих технических задач и заданий способствует активизации психических процессов мышления.
Для реализации межпредметных связей необходимы следующие факторы: наличие в различных учебных предметах тем, близких по содержанию, возможность использования понятий, изучаемых в курсе одного предмета, в качестве базы для изучения разделов другого, а в совокупности использования тех и других для понимания основ техники и технологии; возможность иллюстрации изучаемой темы одного учебного материала примером из других учебных предметов; возможность применения общих методов исследования, с которыми знакомятся ученики, в процессе теоретического и производственного обучения.
В целях установления взаимосвязи различных дисциплин могут быть использованы два метода дидактических исследований, выявляющие аналогию в содержании учебных предметов: общий анализ содержания обучения посредством построения сетевых графиков учебного плана и поэлементный анализ, устанавливающий связи предметов на основе тождества входящих в их состав элементов.
Новое в образовании:
Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида
Проблема пересказа волновала и продолжает волновать специалистов в области олигофренопедагогики (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.А. Одинаева и др.). Все исследователи рассматривали пересказ с позиции его объединения с речевой деятельностью и склонны во мнении, что он способствует развитию и обогаще ...
Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей
дошкольного возраста
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...
Взаимодействие школы и семьи
Люди постоянно общаются, вступая друг с другом во взаимодействие. Можно сказать, взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми утверждал Б. З. Фульфов. Взаимодействие людей в воспитательной системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой системы неотделима. Им ...