Выявление межпредметных связей и способы их реализации

Педагогика сегодня » Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся » Выявление межпредметных связей и способы их реализации

Страница 1

Межпредметные связи широко используются в профессионально-технических училищах с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В то же время многие из учащихся, зачастую не умеют применять при решении творческих технических задач знания, полученные на уроках, что объясняется не разработанностью соответствующей методики.

Осуществление межпредметных связей в учебном процессе, прежде всего, предполагает взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, отбор и построение учебного материала, который определяется общими целями образования, отраслями научного знания, техники и организации производства (система технических, технологических и организационных знаний, умений и навыков), обеспечивающими подготовку рабочих высокой квалификации.

Развитие технического творчества учащихся системы профессионально-технического образования необходимо осуществлять с учетом органической взаимосвязи знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе изучения общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов, а также впроцессе производственного обучения. Имеются широкие возможности использования внутри- и межпредметных связей с целью развития творческих способностей учащихся. Учебные планы профессионально-технических училищ предусматривают изучение общеобразовательных, общетехнических и специальных (профилирующих) циклов. В последний из них, который является ведущим, входят специальная технология и производственное обучение. Общетехнический цикл объединяет такие дисциплины, как черчение, материаловедение, и. другие, в которых раскрываются общие вопросы техники, технологии и организации производства, отражающие профиль профессиональной подготовки. Остальные предметы, содержащие основы наук, составляют общеобразовательный цикл.

Через межпредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях ученика. Осуществление этих связей в техническом творчестве позволяет: успешно развивать творческое мышление, формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук; вооружать учащихся научными основами современного производства, пониманием общих принципов действия технологических устройств; расширять потенциальные возможности учащихся в техническом творчестве, развивать их умственные способности, обеспечивать положительное влияние на эмоциональную и физическую сферы деятельности; согласовывать деятельность мастеров и преподавателей и координировать управление всем ходом технического творчества учащихся.

Взаимосвязь знаний по различным предметам выступает, с одной стороны, как объективная необходимость глубокого и всестороннего познания общих основ изучаемого явления, а с другой, способствует сознательному выполнению учащимися творческих заданий, открывает широкий простор для проявления и развития творчества. Чем шире привлекаются межпредметные связи к решению творческих технических задач, тем больше вероятность возникновения творческих идей; Применение знаний из разных учебных дисциплин для решения творческих технических задач и заданий способствует активизации психических процессов мышления.

Для реализации межпредметных связей необходимы следующие факторы: наличие в различных учебных предметах тем, близких по содержанию, возможность использования понятий, изучаемых в курсе одного предмета, в качестве базы для изучения разделов другого, а в совокупности использования тех и других для понимания основ техники и технологии; возможность иллюстрации изучаемой темы одного учебного материала примером из других учебных предметов; возможность применения общих методов исследования, с которыми знакомятся ученики, в процессе теоретического и производственного обучения.

В целях установления взаимосвязи различных дисциплин могут быть использованы два метода дидактических исследований, выявляющие аналогию в содержании учебных предметов: общий анализ содержания обучения посредством построения сетевых графиков учебного плана и поэлементный анализ, устанавливающий связи предметов на основе тождества входящих в их состав элементов.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...

Виды межпредметных связей
География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению. В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности: 1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения; 2. понятия, теории, законы; 3. способы деятел ...

Следует ли детям использовать компьютеры в школе
Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима. Общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Кор ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru