Как известно, система учреждений дополнительного образования пришла на смену учреждениям внешкольного типа. Сама смена терминов предполагает кардинальный шаг в последовательном обновлении содержания внешкольного образования, принципов, форм и направлений образовательной политики в Российской Федерации. Термин закреплен в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1991г.). Принятие правительством РФ в марте 1995г. "Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" определило нормативно-правовую базу деятельности образовательных учреждений этого типа. Значимость темы определяется тем, что педагогическая наука получила своеобразный государственный заказ на проведение поисково-исследовательской работы в указанном направлении. Идея о принципиальной возможности получения систематического образования во внешкольной сфере, в особой сфере образования, органически дополняющей существующее школьное, оказалось сегодня удивительно созвучной времени. Ориентация системы учреждений дополнительного образования на всемерное раскрытие уникальных творческих возможностей растущей личности подтвердила свою жизнеспособность.
В дипломной работе представлен проект внеаудиторной творческой деятельности студентов, разработка которого велась с учетом возрастных особенностей и их индивидуально-личностных склонностей. Внеаудиторная деятельность учащихся профессионально-технических училищ – это сложнейшая система взаимодействий педагогов, учащихся, родителей и общества. Она направлена на развитие творческих способностей учащихся, на создание условий индивидуального развития личности и на их профессиональное самоопределение.
Внеаудиторная деятельность составляет самостоятельно организуемую систему учебно-воспитательной деятельности училища наравне с системами практического и теоретического обучения учащихся.
Ее основное назначение – помогать подросткам и юношеству рационально использовать свободное от учебы время для собственного развития путем самовоспитания, самообразования, самообучения.
Внеаудиторная деятельность планируется не как деятельность для учащихся, а как деятельность самих учащихся, поэтому планы внеаудиторной деятельности не охватывают эту деятельность жестко и полностью, как это происходит при проектировании практического и теоретического обучения.
Процедура проектирования включает в себя решение таких вопросов: сколько и какие объемы охватить проектированием? Какова полезность тех или иных видов деятельности учащегося? Какова форма и структура проекта? Какое время (продолжительность)? и т.д.
Планы частично проектируют внеаудиторную деятельность, оставив немалую степень свободы самому учащемуся. Это заставляет самих педагогов отбирать для проектирования самые важные и сложные участки деятельности.
Внеаудиторная деятельность чрезвычайно гибкая. Она основывается на исключительно добровольном участии учащихся. Ее состав, содержание, методы меняются гораздо чаще, чем в теоретическом и практическом обучении. Она разнообразна по формам организации, это могут быть кружки технического творчества, театр мод, спортивные секции, участие в выставках, конкурсах и т.д.
Не вызывают сомнения, что профессиональная деятельность педагога, – руководителя детского творческого объединения, должна быть нацелена на успешную социализацию растущей личности.
В связи с этим остро встает вопрос о грамотной разработке и организации внеаудиторной творческой деятельности для формирования профессиональных качеств у учащихся.
Проектирование внеаудиторной деятельности заключается в том, что в системе начального профессионального образования огромное значение придается оформлению профессиональных качеств будущих специалистов, поэтому необходимо решать следующую задачу: на системно-целевой основе последовательно осуществлять разноуровневое, востребованное жизнью, личностно значимое для учащихся образование, органически дополняющее школьное образование, обеспечивающее полноценное вхождение учащегося в социум. Существуют разные пути формирования личностных качеств и один из них организация внеаудиторной творческой деятельности.
Проблемная ситуация: необходимость изучения проблемы социализации учащегося в системе дополнительного образования возрастает в связи с приобретением или большей автономности – отдаленности от школы и других социальных институтов, а также в связи с усилением принципа добровольности участия в их работе детей и подростков. При этом возможности детских организаций в социализации учащихся практически не используются по причине неразработанности содержания, методов и форм деятельности, отвечающих требованиям сложившийся в стране ситуации.
Значительно обостряет проблему сложившийся в новых социальных условиях комплекс противоречий, требующих эффективного и скорейшего разрешения. Это противоречия в сфере права и государственного управления, организационные, социально-педагогические, социально - психологические, методологические, которые условно можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.
К группе внешних относятся противоречия:
- между созданными в последние пятилетия новыми государственными структурами, формально претендующими на свою специфическую социальную нишу, и другими государственными структурами и органами, в течении многих десятилетий эту нишу занимавшими;
- между наличием практического опыта социализацией учащегося в детских учреждениях дополнительного образования и отсутствием теоретических разработок данной проблемы;
- между потребностью учащихся в объединении, обусловленным возрастными особенностями, и отсутствием способов реализации этой потребности в системе социальных отношений, социальных связей;
- между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала детских общественных организаций и отсутствием разработки научных основ их деятельности в современных условиях;
- между сложившимися за десятилетия методологией, понятийным аппаратом, принципами и методами научной и практической работы и острейшей потребностью современного многообразного детского движения в практико-ориентированных научных разработках и научном аппарате.
К группе внутренних относятся противоречия:
- между приверженцами и стойкими продолжателями дела Всесоюзной пионерской организации и лидерами, идеологами, членами возникших в последнее десятилетие детских общественных организаций (в оценке подходов, принципов, содержания деятельности, традиции и т.д.);
- между потребностями детей – членов организаций в познании смысла существования, самопознания и крайне ограниченными (в силу разных причин) возможностями детских общественных организаций;
- между целями деятельности детских общественных организаций и средствами их достижения;
- между острой, насущной потребностью в лидере, вожаке, кураторе, координаторе, организаторе детского движения.
Этот комплекс противоречий требует объективного анализа причин их возникновения, определения новых подходов, педагогических средств и условий решения обозначенных проблем, таких как выявление и разработка теоретико-методических основ социализации учащихся в учреждениях дополнительного образования и адекватной задачам социализации этих организаций, методики включения учащихся в деятельность.
Объект:учащиеся Кемеровского профессионально-педагогического колледжа, возраст 15-17 лет.
Предмет: организация внеаудиторной творческой деятельности учащихся.
Цель работы: разработать проект внеаудиторной творческой деятельности учащихся. Разработать рабочую программу театра мод "Юный модельер", календарно-тематический план, коллекцию моделей одежды.
Из сформулированной цели вытекают следующие задачи:
- развитие духовно-творческих способностей, потребностей и интересов учащихся;
- расширение культурного кругозора, обогащение сферы его межличностного и внутригруппового взаимодействия;
- создание зон социальной адаптации и проявление социальной мобильности учащихся, гуманитаризация среды их жизнедеятельности.
Г и п о т е з а: предполагаю, что творческое начало учащихся не находит своего дальнейшего развития во внеурочном времени, так как молодежь пассивна из-за недостатков клубов, секций, кружков, театров мод и т.д., которые способствуют реализации активности и перспективы созидательно-творческого развития растущей личности.
М е т о д ы и с с л е д о в а н и я: анкетирование, тестирование.
Базой научного исследования является Кемеровский профессионально-педагогический колледж. Он был образован в 1986 г на базе ткацко-текстильного училища, и готовил учащихся по профессии швея для фабрики "Томь". В настоящее время КППК готовит учащихся по следующим специальностям: портной, закройщик, технолог швейного производства, механик. В перспективе открывает новые специальности: конструктор-модельер, дизайнер по одежде.
Выборочное исследование при помощи анкетирования, проводилось в группе закройщиков состав 25 человек Кемеровского профессионально-педагогического колледжа.
Новое в образовании:
Понятие "образовательная среда"
Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае обучающимся). Когда речь идет об обра ...
Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е.
Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...
Работа с учащимися
Работа с учащимися предполагает два направления деятельности: проведение диагностики и развивающих занятий. Для исследования творческих качеств детей мы использовали следующие методики. Опросник креативности Рензулли. Это объективный, состоящий из 10 пунктов, список характеристик творческого мышлен ...