Воспитание - сложный, многогранный, диалектический, противоречивый, целенаправленный процесс формирования человека. Сложны структура и содержание личности, разнообразны и неоднозначны условия и факторы ее формирования, сложен и вместе с тем раним организм подрастающего человека. В диалектической связи находятся процессы формирования и развития личности и физического развития человека. К сожалению, это не всегда принимается во внимание педагогами. Между тем установлены связи между телосложением человека, его темпераментом, а потому, в известной мере, его характером и расположенностью к некоторым заболеваниям. Сказываются на характере и поведении молодого человека его рост, вес, внешность. И это должно обязательно учитываться при выборе средств педагогического воздействия и оценке его эффективности.
Нередки противоречия в самом процессе воспитания, что обусловлено, например, различием между миропониманием, ценностными ориентациями взрослого и подростка. Вследствие этого порой возникают конфликты между старшими и младшими. Противоречия присущее подрастающему человеку стремление к самостоятельности - и неизбежная необходимость педагогически регулировать процесс его становления, направлять его в русло общепринятых требований. Противоречивы методы убеждения и принуждения, гуманного подхода к воспитаннику и необходимость в некоторых случаях его наказания и т.д. И эти противоречия требуют глубоко продуманной целенаправленности воспитания.
Воспитание - процесс, происходящий не только в педагогически организованной среде, но и в среде специально не организованной. Воспитывает человека буквально все, что его окружает. Но целенаправленное воспитание предусматривает, во-первых, создание специальных условий и методов воздействия на человека и, во-вторых, использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному отрицательному влиянию. В воспитании всегда взаимодействуют воспитатель и воспитанник, коллектив и отдельные его члены. Воспитанник — не пассивный объект педагогического воздействия. Меняясь под влиянием этого воздействия, он, сознательно или неосознанно, сам начинает влиять на педагогов и коллектив, заставляя их вносить коррективы в содержание и средства воспитания. Подрастая и осознавая себя как личность, воспитанник начинает менять и самого себя. У него формируется своя точка зрения на людей, на многие явления окружающей его действительности. Происходит известная переоценка ценностей. То, что он принимал на веру, будучи ребенком, теперь нередко подвергается критическому анализ.
У подростков появляются новые интересы, отчетливо проявляется стремление к независимости. Взрослых порой раздражают тон подростка, манера и круг его общения, непослушание. Но при этом они часто не различают поступки подростка, форму его высказываний и их суть. Бестактная форма - явление отрицательное, но оно нередко лишь отражает соответствующее поведение некоторых взрослых. Часто акцентируя внимание на форме поведения подростка, взрослые не задумываются о его мотивах.
Юность - это возраст активного, заинтересованного овладения жизненным опытом, человеческими идеалами, возраст активного, глубокого всестороннего познания мира. Именно в этом возрасте подростки настойчиво стремятся к, познанию бытия во всем его противоречивом многообразии. Юношеству свойственно стремление к обсуждению, и при том весьма эмоциональному, широкого круга самых разных проблем: и человеческих отношений (прежде всего!) и политики государственных деятелей, и международной политики, и вопросов борьбы с тяжелыми недугами, и проблем искусства. Ничего, что порой их жаркие споры, бывают и наивными, фантастическими. Не надо пресекать их, бестактно подчеркивая неопытность и неосведомленность ребят. Ведь в подобных дискуссиях проявляется стремление познать мир, жизнь, законы бытия. В этом начало осмысливания, происходящего вокруг и в себе, в этом бурный и интенсивный процесс формирования мировоззрения. Надо помочь юношеству в его поиске, помочь, но со строжайшим соблюдением требований педагогического такта, помочь на "равных". Тогда молодые люди прислушаются к голосу взрослого, будут считаться с ним.
Новое в образовании:
Использование оригами в педагогических целях
Целью занятий оригами в школе является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам. Педагоги давно подметили, что оригами: -Развивает способность работать руками ...
Содержание работы по воспитанию гражданственности на примере города
Егорьевска
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою ма ...
Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР
Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослаблен ...