Воспитание изучает изменения, которые происходят в личности подрастающего человека, закономерности и особенности формирования его характера, привычек, потребностей, мотивов и способов поведения, новых чувств и отношений, закономерности формирования его мировоззрения - всего того, что определяет выбор линии поведения человека в жизни, его отношение к обществу и к самому себе. В центре внимания психологии воспитания находится личность, ее связи с окружающей и формирующей ее средой.
Требование А. С. Макаренко, которое он рассматривал в качестве важного принципа воспитания: единство уважения к учащемуся и высокой требовательности к нему. Требовательность, хотя и не всегда целеустремленную и последовательную, мы в большинстве случаев к учащимся предъявляем. Что же касается, уважения личности учащегося - это еще не стало незыблемым принципом деятельности всех, без исключения, педагогов. Еще нередки случаи недоверия к подросткам, к их силам, их возможностям. Это выражается у иных воспитателей в авторитарном стиле руководства, в нажиме на учащихся, в подмене самоуправления игрой в него, а то и просто в педагогической бестактности, доходящей в отдельных случаях до унижения учащихся, оскорбления их.
Уважать учащегося - значит верить в него, Проявлять по отношению к нему максимум такта, видеть в нем человека, личность. У одних взрослых неуважение к ребенку, подростку свидетельствует об их низкой общей культуре, у других - о том, что в лице подростка они видят лишь объект педагогического воздействия, не играющий сколько-нибудь значительной активной роли в учебно-воспитательном процессе. Некоторые под личностью склонны понимать лишь социально зрелого, сформировавшегося взрослого человека.
Учащийся профтехучилища - это развивающаяся, социально еще не зрелая, но, вне всякого сомнения, личность. Его производственная деятельность и поведение в коллективе социально значимы. Он субъект общественного поведения в коллективе училища, субъект общественных коммуникаций, связей. И он носитель весьма развитого сознания, потому что его жизненный опыт не так уж мал, что нередко недооценивается взрослыми. И он заслуживает не меньшего уважения, чем социально зрелая личность.
Воспитание личности во внеаудиторной творческой деятельности невозможно без ее знания и понимания. Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей.
Особенности человека, его характер, социальная направленность определяются воспитанием и особенностями среды, в которой он живет и действует. В педагогической теории и практике это означает, что личности вне людей, вне коллектива нет и быть не может. Первый коллектив, в котором начинается формирование личности, - это семья ребенка. Сначала она одна играет решающую роль в его воспитании, потом начинает сотрудничать с детским учреждением - детским садом, школой, училищем, внешкольным учреждением. Если семья и учебное заведение действуют рука об руку, если семья благополучна, если учебное заведение - это, как принято говорить, коллектив единомышленников, положительный эффект воспитания будет налицо. При серьезных противоречиях между родителями, частых и глубоких конфликтах в семье, разногласиях между семьей и учебным заведением учащиеся не получают должного воспитания, возникает и углубляется педагогическая запущенность ребенка, которая в особо неблагоприятных условиях приводит его к правонарушению. Важнейшим стимулом действий и поведения человека являются его потребности - духовные и материальные.
Новое в образовании:
Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е.
Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...
Умственное развитие ребенка
По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослы ...
Социализация как процесс становления социальных
отношений. Проблемы вхождения ребенка-сироты в систему социальных отношений
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности ...