К числу основных задач, решавшихся в ходе исследования процесса технического творчества объектом изучения зачастую становился не человек с его индивидуальными особенностями (знаниями, способностями, одаренностью, уровнем развития психических процессов памяти, воображения, мышления, их взаимодействием), решающий ту или иную творческую задачу, а основные этапы его творческой деятельности. Иными словами, исследователи шли от анализа творческой деятельности в целом к выявлению ярко выраженных этапов того или иного периода творческого процесса. Эти схемы включали главным образом развернутую характеристику содержательной стороны творческой деятельности, т. е. давали представление о том, как организовать свой труд и что необходимо сделать для того, чтобы подойти к решению задачи. Закономерности творческой деятельности при этом не рассматривались, а лишь использовались данные о творческой деятельности, добытые эмпирическим путем, которые не связывались с соответствующими положениями педагогической науки. Это не могло не сказаться отрицательно на разработке педагогических аспектов обучения молодежи техническому творчеству.
При разработке методик по формированию у учащихся способностей к техническому творчеству педагогика опирается на анализ творческой деятельности, на знание ее закономерностей и особенностей личности.
По-разному рассматривая структуру творческой деятельности, исследователи представили богатый материал для обобщения и более четкого понимания как структуры технического творчества в целом, так и основных этапов формирования и развития необходимых технических знаний и интеллектуальных умений у молодежи. Ряд отечественных и зарубежных ученых (П. М. Якобсон, С. М. Василейский, Г. С. Альтшуллер, П. К. Энгельмейер, Т. Рибо, К. Россман, Дж. Диксон и др.), осуществив содержательный анализ творческой деятельности, разработали примерные схемы, включающие поэтапную структуру деятельности при решении творческих задач.
Одним из первых попытку изучения технического творчества предпринял французский ученый Т. Рибо, выделивший два основных, способа, характеризующих процесс изобретения: полный и неполный (сокращенный) [28, с.70]. Центральная роль и в том, и в другом отведена идее-задаче: в полном способе ее место в начале, а в сокращенном - в середине. Неполный способ предполагает следующие этапы: общую подготовку (протекающую в бессознательном состоянии); возникновение идеи (процесс, связанный с вдохновением); период построения и развития идеи. Характерным для этого способа является наличие бессознательной деятельности на первом этапе, до момента возникновения идеи. В идее реализуется нечто прошедшее первичный период развития, вне мысленного контроля, завершаясь превращением в факт сознания. В полном способе также имеются три этапа: идея (начало), ее более или менее длительная инкубация и созревание; открытие или изобретение (конец); проверка или приложение. Таким образом, когда творческая идея совпадала с первой фазой - началом творческого процесса, Т. Рибо говорил о "полном творческом процессе". Если же идея возникала в середине процесса и соответствовала второй фазе - возникновению - он называл творческий процесс "сокращенным", а первую фазу - общее подготавливать — "бессознательным состоянием".
Ученый Т. В. Кудрявцев считает, что отсутствие развернутой характеристики каждого из указанных этапов снижает значимость рассмотренной схемы.
Некоторое смещение в сторону аспекта деятельности изобретателя (в отличие от внешней, процессуальной стороны, выделяемой Т. Рибо) допускает в своем анализе русский инженер П. К. Энгельмейер. Он утверждает, что "три деятеля творчества" - желание, знание и умение - составляют нераздельно и неслиянно троицу творчества, а три акта - функции этих "деятелей" - составляют "трехакт". Рассмотрим несколько подробно эти три акта.
Первый акт (акт интуиции и желания, происхождения замысла) характеризуется тем, что идея изобретения технического объекта четко сформулирована в условии технической задачи. Но изобретатель может ошибаться в решении своей задачи или в ходе работы отказаться от первоначальных условий, выбрав другой вариант решения. Именно в этом проявляется представление автора о "наитии", об "откровении", без которых не обходится творчество и которые коренным образом отличают творчество от логического умозаключения. Следовательно, на данном этапе противопоставляются интуиция и логика как два разных способа работы изобретателя и техника вообще, в широком смысле слова. В отличие от него не проводят резкого разграничения этих понятий ученые И. В. Бычко, Е. С. Жариков. Интуиция, считают они, дает первоначальное знание об объекте ("изобретает"), логика же разворачивает из первоначального знания цепь заключений, делая явным то, что в неявном, скрытом виде уже содержалось в этом знании ("доказывает").
Новое в образовании:
Логопедическая работа по развитию лексики дошкольников с общим недоразвитием
речи
Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятель ...
Высшее образование
В средневековых христианских странах Европы, которые располагались на территории поздней Римской империи, высшее образование можно было получить только в школах при соборах и монастырях. В XII веке некоторые школы объединились в университеты, объединявшие преподавателей и студентов. В 1211 г. в Пар ...
Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...