Современное состояние изученности проблемы

Страница 3

Следует отметить что, рассмотренные процессы творческой деятельности не дают представления о ведущей роли тех или иных качеств личности изобретателя, от которых зависит успешное осуществление каждого из этапов, что затрудняет разработку дидактических аспектов развития технического творчества учащихся профтехучилищ. Отчасти этот пробел восполняет развернутая программа изобретательской работы, предложенная С. М. Василейским. В нее входят: подготовительная фаза (осознание потребности; желание удовлетворить ее; формирование изобретательской задачи); центральная фаза (поиск решения; получение принципа решения и превращение его в схему; первоначальное техническое и экономическое обоснование изобретательского проекта; подготовка схематических чертежей (эскизов); первоначальная вещественная реализация проекта - хотя бы в виде грубой модели); заключительная фаза (дальнейшее более или менее развернутое техническое и экономическое обоснование проекта; более детализированные (рабочие) чертежи; более или менее законченное изготовление экспериментального, а затем и производственного образцов изобретения). Схема С. М. Василейского детальнее и логичнее по сравнению с другими, однако, в ней отсутствует процесс подготовки отражения потребности сознанием. Начало творческого процесса фиксируется с момента, когда потребность уже осознается. В этом отношении более полной, является схема П. М. Якобсона, в которой выделен предваряющий осознание потребности период интеллектуально-творческой готовности.

В целом схемы Россмана, Якобсона, Василейского не опровергают трех-этапные схемы Рибо и Энгельмейера. Будучи более детализированными, они открывают путь для дальнейших исследований процессов технического творчества и способов его реализации. В то же время в упомянутых схемах скорее прослеживается хронологическая последовательность работы над изобретением, чем сущность самого процесса его получения. Пользуясь любой из этих схем, практически сложно дать творческое решение задачи.

Попытку создания научно обоснованной методики технического творчества предпринял Г. С. Альтшуллер. Предлагаемая им схема творческого процесса включает три отличные по циклу и методу стадии решения технической задачи: аналитическую (выбор задачи; определение основного ее звена; выявление решающего противоречия; определение непосредственной причины противоречия); оперативную (исследование типичных приемов решения прообразов в природе и в технике; поиск новых приемов решения путем изменений -в пределах системы, во внешней среде, в сопредельных системах); синтетическую (введение функционально обусловленных изменений в систему и в методы ее исследования; проверка применимости принципа к решению других технических задач; оценка сделанного изобретения).

Аналитическую стадию автор характеризует как наиболее "логизированную" часть творческого процесса, которая связана с логическим оперированием историческими, статистическими, техническими, экономическими и иными фактами. Творческий успех работы на этой стадии во многом зависит от знания исследуемой области техники, понимания диалектических законов развития, наличия необходимых для анализа фактических сведений и умения вести логический анализ.

Оперативная стадия в большинстве случаев представляет собой сочетание логических и нелогических операций. Здесь изобретателю приходится искать, пробовать, вести "мысленный эксперимент". В отличие от ранее рассмотренных приемов решения творческих задач Г. С. Альтшуллер не склонен считать, что изобретатель находится на этой стадии в "бессознательном состоянии", ибо он ищет не абстрактную "идею", а конкретные способы устранения конкретного технического противоречия. А поскольку одно и то же техническое противоречие может быть устранено разными путями, то с помощью эксперимента, определяется оптимальный вариант решения новой технической задачи.

На последней, синтетической стадии изобретатель вносит в систему дополнительные изменения, обусловленные найденным способом решения задачи. Эти изменения призваны придать системе новую форму, соответствующую новому содержанию. Новая система требует отыскания новых методов ее практического использования и выявления соотношения между положительным техническим эффектом, даваемым изобретением, и затратами, необходимыми для его реализации.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Из истории создания дисциплины ПФСС. Интегративный характер и место ПФСС в комплексе дисциплин предметной подготовки
С момента создания факультетов физического воспитания (в дальнейшем физической культуры, физической культуры и спорта) в педагогических институтах (1946) в учебных планах был факультатив "Повышение спортивного мастерства" (ПСМ), основная задача которого состояла в повышении уровня спортив ...

Разработка модульной структуры содержания технологической подготовки студентов
Целостная технологическая подготовка, в ходе которой теория и практика взаимопроникают друг в друга, позволяет реализовать единство общего, особенного и индивидуального, того, что в свою очередь, детерминирует повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов будущих учителей т ...

Принципы профессионального обучения
В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, к ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru