Описание модели образовательной среды

Страница 2

Таким образом, выстраивается трехслойная модель гуманитарной образовательной среды, в которую входят: среда обучения, внеучебная среда, языковая среда. При этом первый слой, представляющий среду обучения, является структурой первого плана, две другие - фоновыми структурами. Все эти структуры являются открытыми (именно поэтому на представленной ниже схеме они ограничены пунктирными линиями). При этом структура первого плана менее открыта, она более замкнута на педагогический университет, его организационные структуры, кадры, материально-технические возможности.

Для обоснования гуманитарного характера представленной на модельном уровне образовательной среды педагогического университета недостаточно описания слоев и блоков. Необходимо еще предложить описание содержания каждого блока. Из-за ограниченности объема статьи нам вряд ли удастся это сделать полностью. Покажем наполнение на примере одного блока. Так, информационно-знаниевый блок содержит полностью и не полностью структурированную образовательную информацию, которая должна служить основой формирования у студентов системы личностно значимых знаний.

Это информация может быть представлена в печатном виде (первоисточники, учебники, учебные пособия, методические рекомендации по самостоятельному изучению учебного материала, научная, научно-популярная, художественная литература, публицистика, документы, нормативно-правовые сборники и т.д.), в виде компьютерных программ, в компьютерных сетях. Особое внимание следует обратить на наличие первоисточников, анализ и сравнение которых поможет обеспечить фундаментальность образования. Требование наличия в блоке не полностью структурированной ("разложенной по полочкам") информации ставит студента в ситуацию необходимости реального поиска и овладения соответствующими умениями. Кроме того, в этот блок с нашей точки зрения должны входить те знания, которые получены студентами ранее из других источников. Включение этой информации в выделенный блок делает образовательную среду личностно-ориентированной, а следовательно, гуманитарной.

В заключение остановимся на ведущих функциях образовательной среды, описанной в виде предложенной модели. К ним относятся: интегративная функция; функция фундаментализации; расширительная функция; лингво-ориентирующая функция. Интегративная функция и функция фундаментализации обусловлены свойствами целостности и универсальности гуманитарной образовательной среды. Расширительная функция связана со свойствами многоаспектности и избыточности. Она состоит в представлении избыточной широкой и все время расширяющейся системы разнообразной информации. Лингво-ориентирующая функция указывает на особую роль языка в педагогическом образовании.

В результате работы можно сделать следующие выводы:

- образовательная среда педагогического университета представляет собой единство информационного, социального и технологического компонентов, обеспечивающих профессионально-личностное становление студентов; в образовательной среде педагогического университета существуют различные источники профессионально-личностного становления и профессионального самоопределения студентов.

- студенты используют далеко не все источники профессионально-личностного становления, имеющиеся в образовательной среде университета; обращение к источникам происходит по указанию преподавателей и в основном для решения учебных задач.

-просматривается противоречие: между наличием разнообразных возможностей среды для профессионального самоопределения и их неосвоенностью студентами.

Образовательная среда университета способствует профессиональному самоопределению студентов если:

- она построена на принципах открытости, активности, разнообразия источников, стабильности, комфортности и самоорганизации, связи с разными партнерами, постоянного развития ее возможностей за счет внесения нового в структурные компоненты среды учреждения;

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Последовательность и приемы работы над лексикой
Одним из наибольших эффективном по мнению некоторых педагогов и в частности Кувшинова В. И. школа №315 г. Москвы является опережающей ведение лексики, на всех этапах в различной форме с учетом уровня подготовки школьников и их интересов. Уже в первый год обучения опережение достигалось во время фон ...

Психолого – педагогическая характеристика глухих детей младшего школьного возраста
Наиболее характерным для периода 6 — 10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Это переходный период, характеризующийся тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника. В этот период продолжается а ...

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников
Среди основных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости важное значение принадлежит суммарной учебно-воспитательной нагрузке. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ (бо ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru