Таким образом, выстраивается трехслойная модель гуманитарной образовательной среды, в которую входят: среда обучения, внеучебная среда, языковая среда. При этом первый слой, представляющий среду обучения, является структурой первого плана, две другие - фоновыми структурами. Все эти структуры являются открытыми (именно поэтому на представленной ниже схеме они ограничены пунктирными линиями). При этом структура первого плана менее открыта, она более замкнута на педагогический университет, его организационные структуры, кадры, материально-технические возможности.
Для обоснования гуманитарного характера представленной на модельном уровне образовательной среды педагогического университета недостаточно описания слоев и блоков. Необходимо еще предложить описание содержания каждого блока. Из-за ограниченности объема статьи нам вряд ли удастся это сделать полностью. Покажем наполнение на примере одного блока. Так, информационно-знаниевый блок содержит полностью и не полностью структурированную образовательную информацию, которая должна служить основой формирования у студентов системы личностно значимых знаний.
Это информация может быть представлена в печатном виде (первоисточники, учебники, учебные пособия, методические рекомендации по самостоятельному изучению учебного материала, научная, научно-популярная, художественная литература, публицистика, документы, нормативно-правовые сборники и т.д.), в виде компьютерных программ, в компьютерных сетях. Особое внимание следует обратить на наличие первоисточников, анализ и сравнение которых поможет обеспечить фундаментальность образования. Требование наличия в блоке не полностью структурированной ("разложенной по полочкам") информации ставит студента в ситуацию необходимости реального поиска и овладения соответствующими умениями. Кроме того, в этот блок с нашей точки зрения должны входить те знания, которые получены студентами ранее из других источников. Включение этой информации в выделенный блок делает образовательную среду личностно-ориентированной, а следовательно, гуманитарной.
В заключение остановимся на ведущих функциях образовательной среды, описанной в виде предложенной модели. К ним относятся: интегративная функция; функция фундаментализации; расширительная функция; лингво-ориентирующая функция. Интегративная функция и функция фундаментализации обусловлены свойствами целостности и универсальности гуманитарной образовательной среды. Расширительная функция связана со свойствами многоаспектности и избыточности. Она состоит в представлении избыточной широкой и все время расширяющейся системы разнообразной информации. Лингво-ориентирующая функция указывает на особую роль языка в педагогическом образовании.
В результате работы можно сделать следующие выводы:
- образовательная среда педагогического университета представляет собой единство информационного, социального и технологического компонентов, обеспечивающих профессионально-личностное становление студентов; в образовательной среде педагогического университета существуют различные источники профессионально-личностного становления и профессионального самоопределения студентов.
- студенты используют далеко не все источники профессионально-личностного становления, имеющиеся в образовательной среде университета; обращение к источникам происходит по указанию преподавателей и в основном для решения учебных задач.
-просматривается противоречие: между наличием разнообразных возможностей среды для профессионального самоопределения и их неосвоенностью студентами.
Образовательная среда университета способствует профессиональному самоопределению студентов если:
- она построена на принципах открытости, активности, разнообразия источников, стабильности, комфортности и самоорганизации, связи с разными партнерами, постоянного развития ее возможностей за счет внесения нового в структурные компоненты среды учреждения;
Новое в образовании:
Психика и психические процессы
У человека как живого объекта процесс управления реализуется через психическую деятельность. Поэтому психика рассматривается как управляющая система человеческого организма. В первую очередь при обучении упор делается на слух и зрение. Все психические процессы тесно связаны с мышлением, то есть люб ...
Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов
Как отмечалось выше, формирующий эксперимент проводился нами на той же базе, что и констатирующий: национальный центр развития «Этнос», средняя школа №9, Тюменский центр логопедии и развития речи. В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей татарской национальности, обследованных нами на пе ...
Проектирование путей решения противоречий в межаттестационный период
На первом этапе работы, при сопоставлении реализуемой комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией Васильевой М. А., ГОС НРК Свердловской области было выявлено ряд рассогласований и поставлены следующие задачи: – Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье ...