В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организации проведения предметно – практического обучения.
Использование предметно – практической деятельности способствует решению следующих значимых в трудовом воспитании глухих младших школьников составляющих.
Формирование различных трудовых умений и навыков.
Умение определять порядок трудовых действий, необходимые для работы материалы и инструменты, размечать детали и др.; умение обрабатывать материал, собирать и монтировать изделия, отделывать детали; навыков культуры и организации труда.
Разносторонне воспитание личности.
На уроках предметно – практического обучения создаются благоприятные возможности для воспитания у младших глухих школьников психологической и практической готовности к труду, для формирования таких качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, упорство, эстетического восприятия.
В ходе предметно практической деятельности школьник испытывает необходимость постоянно вступать в определенные взаимоотношения с учителем, со сверстниками, что имеет огромное значение в становлении его личности.
Планомерное развитие мышления глухих детей.
Любая практическая деятельность, обязательно включает в себя восприятие и анализ объекта, деление его на части и выделение среди них главных и второстепенных, сравнение их между собой. Кроме того, на этих уроках создаются благоприятные условия для развития логического мышления, для обучения глухих школьников речевому планированию своей предметно – практической деятельности (определение последовательности операций, необходимых материалов и инструментов, рациональное использование времени, распределение объема между участниками труда).
Значение предметной деятельности раскрывается психологическими исследованиями и, в частности, теорией стадийного развития мышления ребенка. Так, П. Я. Гальперин отмечает: "Одно и то же значение должно пройти ряд форм от начальной, внешней и предметной до заключительной, умственной, понятийной". Следовательно, прежде чем подняться до понятийных обобщений, к чему мы стремимся начиная с первых дней обучения детей в школе, они должны пройти несколько стадий, начиная от внешне выраженной, предметно – практической, и лишь в результате длительной работы могут возвыситься до понятийного мышления .
Как считал Л.С. Выготский, процесс развития понятий или значений слов требует развития целого ряда функций, как произвольное внимание, логическая память, абстракция, сравнение и различение и т.д.
Обучение языку как средству общения.
Решение этой задачи происходит в естественных речевых ситуациях. В коллективной работе по изготовлению изделий у учащихся появляется необходимость в назывании предметов, действий, потребность обратиться к учителю, к своему товарищу с просьбой, вопросом, выразить свое отношение к работе. В подготовительном классе они начинают осознавать необходимость словесных контактов. Не попросишь бумагу – не сможешь работать, как все товарищи; не скажешь, что выполнил задание, - не получишь разрешения работать дальше и т. д. Понимание значения речи, умение ею пользоваться затем переноситься на другие ситуации, совершенствуется на других уроках. Таким образом закладываются основы развития речи.
Можно себе представить положение ученика, для которого слово существует в отрыве от дела, не служит средством, направляющим действие. Для преодоления такого порока возможен только один путь – это соединение обучения с предметной деятельностью. При обучении с опорой на предметную деятельность подобного разрыва не отмечается. Это значит, что для школьников слово становится средством, организующим их деятельность. С.А Зыковым и научным коллективом по его руководством, предметно – практическая деятельность как средство обучения языку, выделенная в отдельный учебный предмет преобразило весь учебно – воспитательный процесс в школе первого типа. Если в начале творческого пути С.А. Зыкова, обучение языку было лишь частной методикой первоначального обучения, то в конце жизни ученого методика обучения языку на основе предметно практической деятельности глухих детей, имеющая теоретическое, экспериментальное обоснование, методическое обеспечение, являлась основой новой дидактической системы обучения, обеспечивающей детям неполное среднее образование.
Формирование житейских понятий в качестве основы для трудового обучения и воспитания. С житейскими понятиями столкнулись при изучении взаимодействия предметов начального обучения .
Новое в образовании:
Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей
Концепция высшего педагогического технологического образования, включающая переосмысление как содержательного компонента, так и его структурных частей, предполагает обновление методологических, психолого-педагогических и методических подходов к технологической подготовке, направленных на повышение ...
Эффективность использования дымковской народной игрушки в формировании
технических навыков и умений на занятиях по лепке
Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент. Цель
- выявление результатов проведенной работы по формированию технических навыков и умений на занятиях лепкой с использованием Дымковской игрушки. Задачи: 1. Закрепить знания особенностей лепки дымковской народной игрушки; 2. ...
Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ро ...