Содержание работы на уроках предметно – практического обучения определяется учебной программой. В программе прежде всего указаны так называемые житейские понятия, усвоение которых должно подготовить глухих учащихся к трудовому обучению и воспитанию, к обучению общеобразовательным предметам. Маска сварщика купить сварочную маску www.svarbi.ru.
Введение в учебный план начальных классов специальных уроков предметно практического обучения создало наиболее благоприятные условия для формирования житейских понятий, не сформированных у глухих детей до начала школьного обучения, в виде четко очерченного программой круга житейских понятий .
На наличие такого круга понятий впервые обратил внимание Л.С. Выготский, назвав их житейскими. По общему признанию психологов, такие понятия составляют опору для формирования научных знаний. Все авторы, касающиеся процесса усвоения понятий, единодушны в том, что понятия невозможно передать в готовом виде, что они усваиваются постепенно и что этот процесс длительный, связанный с овладением другими понятиями, другими знаниями и, более того, с развитием мышления в целом.
Н. А. Менчинская, предостерегая учителей против вербализма в обучении, писала, что если при формировании научного понятия учитель не будет заботиться о том, чтобы создавать для него "точки опоры" в житейских представлениях учащихся, то такое понятие будет попросту ими заучено.
Следует указать следующие группы житейских понятий:
Природоведческие – о растениях (овощи, фрукты, деревья и т. д.), животных (домашние, дикие и т.п.), некоторых объектах неживой природы (равнины, горы, река и ее части и т.д.);
Понятия о городе и деревне, о видах транспорта (городской железнодорожный, речной, воздушный), о труде людей и производстве (инструменты, материалы, отрасли промышленности и сельского хозяйства)
Пространственные – о местоположении (справа, слева, посередине), направлении (направо, налево, вниз, вверх), форме предметов (круг, квадрат, треугольник и т. д.), величине (большой, маленький, длинный, короткий и т.д.);
Количественные, усвоение которых непосредственно готовит учащихся к овладению сложными научными понятиями предметов математического цикла (сколько, несколько, столько же, больше на, меньше на и т. д.);
Относительные – побольше, поменьше, еще больше, самый большой и т.д.;
Временные – о мерах времени (секунда, минута, час, и т. д.), о конкретной наполняемости единиц времени (что можно сделать за минуту, за урок и т. д.), о скорости (медленно, быстро), о продолжительности и последовательности (сначала, потом, затем и т.д.), о смене времен года.
В программе приводится конкретный словарь и фразеология, которыми должны пользоваться учитель и учащиеся на уроках предметно – практического обучения. В словах выражаются те житейские понятия, с которыми знакомятся учащиеся в процессе предметной деятельности, при помощи которых закрепляются результаты практически проведенных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации. Фразеология используется для развития общения учащихся с учителем и друг с другом в процессе коллективной практической деятельности с предметами.
Кроме того, в программе точно указаны объем и последовательность усвоения определенных трудовых умений и навыков с учетом особенностей развития глухих детей. Эти умения и навыки определяются прежде всего теми конкретными видами деятельности, которыми занимаются учащиеся. Так в процессе лепки совершенствуется умение размять пластилин или глину и слепить объект определенного размера и формы; в процессе моделирования из бумаги формируются такие навыки, как обведение сложного контура по шаблону, аккуратное вырезание фигуры по контуру, наклеивание, склеивание, обклеивание и т.п.; при работе с конструкторами учащиеся овладевают навыками обращения с гаечным ключом и отверткой; с тканью – пришивать, пользуясь иглой и наперстком, пуговицы, крючки и т.д.; на учебно – опытном участке – вскапывать и рыхлить землю, делать грядки, высевать семена, полоть всходы, высаживать готовую рассаду и т.д.
На уроках предметно – практического обучения используются следующие организационные формы:
1. Работа учителя с классом
Работа учителя с классом – традиционная форма организации работы при классной системе обучения. При данной форме организации работы учитель является центральной фигурой на уроке, непосредственно организующей и направляющей деятельность учащихся.
2. Работа с "маленьким учителем".
Более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда урок ведет "маленький учитель". Он становится центральной фигурой на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность, принимает от них отчет; а учитель оказывается как бы в стороне. Но совершенно очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в классе, но уже не непосредственно, а через "маленького учителя".
Новое в образовании:
Особенности речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основными из них являются: 1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; 2) время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, ...
Организация обмена данными. Редактирование текста
Цель: Формировать навыки простейшего редактирования текста: вставка и удаление слов, удаление лишних символов, напечатание недостающих символов, вставка и удаление пустых строк, копирование и вставка слов. Ход урока Организационный момент. Повторение пройденного. Каково основное назначение текстово ...
Определение предполагаемой цены методического пособия
Ц = С общ х (1+Крен), где С общ – общие затраты на разработку проекта методического пособия, Крен – коэффициент рентабельности, Ц = 17778,1 х (1+0,2)= 21 333,72р. Подсчитать экономический эффект до момента внедрения проекта, т.е. до получения конкретных результатов работы не представляется возможны ...