В подготовительном и отчасти в I классе учащиеся изготавливают сравнительно простые изделия. Это поделки из пластилина, аппликации, рисунки по шаблонам и т.д. Дети успевают выполнить поделку на одном уроке, поэтому каждый урок планируется, как правило, новая тема. Во II классе поделки и виды деятельности усложняются (моделирование, изготовление макетов и панорам, конструирование из строительного материала или из конструктора и т. д.), и учащиеся не справляются с изготовлением сложной поделки на одном уроке. В результате на изготовление каждой отводится несколько часов. В этих случаях тема сохраняется на всех уроках, посвященных изготовлению поделки, но перед каждым уроком ставятся свои цели.
Цели уроков предметно – практического обучения определяется несколькими факторами: общими задачами предметно – практического обучения, видами деятельности и изделием, запланированным на данный урок, конкретным составом класса.
Цели, обусловленные задачами предметно – практического обучения, можно определить так:
Развивающие, направленные на расширение кругозора учащихся и формирования базы житейских понятий. Например: "Познакомить со значением слов шар, пластилин, лепить", "Обобщить и систематизировать в процессе беседы знания учащихся о зимнем лесе" и т. д.
Логические, направленные на формирование мыслительных операций. Например: "Обучать учащихся выделять главные части поделки", "Обучать сравнивать объекты" и т.д.
Речевые, направленные на развитие речи учащихся и навыков речевого общения. Например: "Обучать учащихся составлять устные поручения товарищу", "Обучать отвечать на вопросы что это?" и т. д.
Трудовые, направленные на выработку ручных умений и навыков. Например: "Обучать учащихся пользоваться гаечным ключом и отверткой", "Обучать учащихся пришивать пуговицы" и т.д.
Воспитательные, направленные на формирование определенных качеств личности и характера учащихся. Например "Воспитывать аккуратность и прилежность в процессе выполнения заданий", Воспитывать активность и инициативу при выполнении обязанностей бригадира" и т. д.
Цели урока предметно – практического обучения определяются также видом деятельности и изделием, запланированным на данный урок. В программе перечислены те умения, которыми должны овладеть учащиеся в учебной четверти по каждому виду деятельности. При четвертном планировании учитель должен определить, над выработкой каких умений он будет работать при изготовлении различных поделок. Это поможет ему определить конкретные цели каждого урока.
Цели урока определяются также составом класса. Учитывая уровень общего и речевого развития учащихся данного класса, учитель может ставить на каждый урок только такие цели, которые окажутся посильными для них.
Основные этапы работы над изделием на уроках предметно – практического обучения следующие: 1. Ознакомление с темой урока. 2. Составление плана работы над поделкой. 3. Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов. 4. Изготовление поделки. 5. Отчет о выполненной работе. 6. Оценка работы.
Не на каждом уроке возможно выделение вышеуказанных структурных элементов. Так, на уроках в подготовительном классе не может быть планирования работы, поскольку составлять план работы над изделием дети начинают только в I классе. Этап же отчета о работе также нельзя включать отдельным структурным элементом в каждый урок. На начальных этапах обучения дети отчитываются о своей деятельности в ходе её выполнения, и в этих случаях этап отчета о работе непосредственно сливается с этапом изготовления изделия. Однако на каждом уроке обязательно должно быть ознакомление с темой, изготовление поделки и оценка работы. Остановимся на рассмотрении отдельных этапов урока.
1. Ознакомление с темой урока.
Любой урок предметно – практического обучения начинается с того, что учитель знакомит учащихся с темой урока, т.е. с тем видом деятельности, которым они будут заниматься на уроке, и с той конкретной поделкой, которую они должны изготовить. Ознакомление с темой урока осуществляется путем использования самых разнообразных приемов. На одних уроках учитель показывает готовый образец изделия (аппликацию, игрушку на елку и т. д.) или рисунок, чертеж изделия (поделки из деталей конструкторов или строительного материала) и говорит: "Будем делать такую аппликацию (модель и т.д.)".
Часто используется прием отгадывания загадки в наглядной или словесной форме. Так, учитель показывает на карточке какую-нибудь характерную для определенного животного часть теля (уши зайца, хвост белки, хобот слона, рога лося и т.д.) и предлагает детям догадаться, какое животное они будут лепить. Или учащиеся читают загадку, записанную на доске: "Красные лапы, длинная шея, щиплет за пятки – беги без оглядки". Они должны отгадать её и таким образом узнать, что будут лепить гуся.
Новое в образовании:
Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в
сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя
Существует распространенное мнение, что основной задачей технологического образования уже на школьной скамье является формирование профессиональных навыков. Однако многие исследователи подчеркивают, что в современных условиях технологическое образование нужно рассматривать как процесс и результат у ...
Подготовка, проведение экспериментальной работы
На основе анализа программ, учебного материала, научной литературы нами был сделан вывод о том, что при систематическом использовании на уроках географии межпредметные связи имеются большие возможности для повышения качества обучения. В порядке экспериментальной работы мы решили выявить уровень зна ...
Этюд «Ой, бычок»
(для театра кружек) Для проведения этого этюда потребуется кружка с изображением бычка. Ведущий должен прочитать потешку так, чтобы малышам понравился бычок и они захотели с ним «погулять» (поводить по столу). После проведения этюда нужно задать детям некоторые вопросы (см. ниже) по содержанию поте ...