Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Страница 2

3. Работа бригадами.

Большие возможности для активации речевого общения учащихся создаются при работе бригадами. В зависимости от количества учащихся в классе, а также от цели и содержания урока все учащиеся в классе разбиваются на 2 или 3 группы – бригады. Первый раз работу бригадами следует организовать таким образом, чтобы одной бригадой руководил сам учитель, а бригадиры других бригад выполняли свои обязанности, подражая его действиям.

4. Работа парами

Работа парами организуется следующим образом. Учитель объявляет, что на сегодняшнем уроке учащиеся будут работать парами, и спрашивает, кто с кем хочет работать. Обычно учащиеся выражают желание работать в паре с ближайшим соседом справа или слева. Учитель должен одобрить выбор, учитывая при этом силы учеников, объединившихся в пару. Лучше, когда слабый ученик работает в паре с сильным, который ему помогает. Хорошо, если первый раз, когда вводится данная форма организации работы, в паре с одним из учеников работает сам учитель. Остальные пары наблюдают за ними и подражают их действиям.

5. Выполнение индивидуальных заданий

Данная форма организации работы имеет важное значение для развития самостоятельности глухих детей.

Неоднократно отмечалась крайняя неуверенность глухих детей в себе, потребность в постоянной поддержке, помощи или просто одобрении учителя при выполнении заданий, особенно связанных с пониманием словесно речи. Выполнение индивидуальных заданий помогает глухим детям обрести уверенность в себе, воспитать самостоятельность, повышает ответственность за выполненную работу.

Использование на уроках предметно – практического обучения различных организационных форм работы имеет важное значение для развития детской активности, самостоятельности, навыков речевого общения глухих учащихся как с учителем, так и друг с другом. В этом утверждении особенно отчетливо звучит мысль С.А. Зыкова, которую он высказывал в предыдущие годы, о необходимости усилить роль развития глухого ребенка как средства компенсации, заостряя внимание на проблему коллектива как фактора развития неслышащего ребенка.

При определении содержания деятельности были учтены требования к материалу, на котором может развертываться предметно – практическое обучение. Рекомендуемые в программе материалы достаточно легко подвергаются обработке и не требуют больших затрат времени, вполне доступны для школ. Такими материалами являются пластилин, бумага, картон, текстильные и природные материалы (шишки, ореховая скорлупа, желуди, кора дерева листья), а также наиболее распространенные деревянные, пластмассовые, металлические и электрические конструкторы, детский строительный материал. В случае необходимости одни материалы можно заменить другими, например пластилин на глину, грецкие орехи на желуди и т. д. Можно менять также конструкторы и строительные материалы. Однако следует помнить, что и объем и виды работ должны быть аналогичны изложенным в программе.

Объекты деятельности, указанные в программе, подобраны с учетом их практической и общественной значимости, что повышает интерес и ответственность учащихся за выполнение поделок. Некоторые поделки могут быть использованы в качестве наглядных пособий в учебном процессе (макеты "Равнина и горы", Река и сооружения над ней", "Настенный календарь", "Циферблат часов" модели компаса, термометра, флюгера и т. п.) или для игр во внеклассное время (лото "Птицы и насекомые" и др.). Другие поделки специально изготавливаются для поведения школьных праздников (игрушки на елку, маски и шапочки для карнавала и т. д.) или для украшения класса (флажки, фонарики, снежинки, звездочки и т. д.). Изделия могут предназначаться для подарка товарищу, подруге, родителям, учителям (красочная аппликация, закладка для книги, модель самолета и т. д.).

В программе указано общее количество часов, отводимое в каждой четверти для определенного вида деятельности. Это не означает, что школьники должны заниматься сначала только одним видом деятельности, например лепкой, потом исключительно другим, например моделированием из бумаги. Однообразие в работе быстро утомляет детей, а смена одного рода занятий другим наоборот, повышает их интерес и активность. Поэтому учителю следует так спланировать уроки, чтобы занятия различными видами деятельности чередовались между собой.

Структура урока предметно – практического обучения, как и любого другого, определяется содержанием и целями учебной работы. Специфичность и многообразие задач предметно практического обучения, наличие тесных взаимосвязей с другими предметами делают определение темы и особенно целей уроков непростой задачей.

Как говорилось выше, содержание уроков предметно практического обучения определенно в программе, где указаны основные виды деятельности и изделия, рекомендуемые для изготовления. Работа над изделием и составит тему урока предметно - практического обучения. Поэтому, определяя тему урока, учителю следует включать название изделия, которое нужно изготовить, и вид деятельности, в процессе которого это изделие будет сделано. Например, темы уроков могут быть следующими: "Яблоко (лепка)", "Цветы на клумбе (аппликация)", "Зимой в лесу (макетирование)" и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю"
Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие). Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нр ...

Методика проведения специальных игр
Одним из эффективных средств по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста являются представленные игры по развитию речи, с помощью которых формируется словарь детей, ведётся работа над значениями слов и выражений, совершенствуется активизация словаря в разных видах речевой дея ...

Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru