Можно предложить учащимся отгадать, какую поделку они должны изготовить по описанию её назначения.
Отгадывание темы урока можно провести и в процессе беседы.
Познакомится с темой урока можно и путем демонстрации диапозитивов, диафильмов, видеофильмов. Например, перед созданием макетов "Равнина и горы" полезно показать учащимся соответствующие видеоматериал с субтитрами. Некоторые поделки изготавливаются после прочтения рассказа в учебниках "Развитие речи", "Книга для чтения" или на основе специально составленного учителем словесного описания поделки.
Начальный этап урока очень важен для подготовки учащихся к последующим этапам: составлению плана работы, написанию заявки на необходимые материалы и самой работе над поделкой; а использование самых разнообразных приемов и способов работы при ознакомлении с темой урока способствует пробуждению интереса учащихся к предстоящей работе.
2.Составление плана работы над поделкой.
Обучение планированию является одной из общих задач всего процесса обучения в школе для глухих детей. До включения в учебный план уроков предметно – практической деятельности обучение планированию в школе для глухих детей начиналось на уроках чтения и развития речи. Глухих детей обучали составлять план пересказа прочитанного текста и писать планы предложений и сочинений. Поставленные перед необходимостью планирования речевой деятельности в условиях ограниченного развития речи, глухие школьники оказывались в особо трудных условиях.
С введением уроков предметно – практического обучения планирование начинается с предметной деятельности, что создает глухим детям наиболее благоприятные условия для сознательного овладения этим сложным умением. Выполняя практические задания по лепке, аппликационным работам, конструированию и т.д., дети легче "осознают необходимость определенной последовательности действия, а логика самой предметной деятельности помогает составлять план предстоящей работы".
Программой предусмотрено обучение учащихся в строгой последовательности составлять следующие виды планов, названные условно: пооперационный, краткий и сложный.
Пункты пооперационного плана содержат требования к выполнению отдельных действий или операций по изготовлению изделия. Например:
1.Положить шаблон матрешки на бумагу.
2. Обвести карандашом шаблон матрешки.
3. Вырезать матрешку.
4. Наклеить матрешку на лист картона.
Краткий план отражает основные этапы работы над изделием, каждый из которых предполагает, как правило, выполнение нескольких действий или операций. Например, при изготовлении самолета из конструктора пункты краткого плана могут быть такими:
1. Сделать корпус самолета.
2. Сделать крылья самолета.
3. Сделать хвост самолета.
4. Соединить все части самолета.
Каждый пункт краткого плана, отражающий этап в работе над поделкой, предполагает выполнение целого ряда действий или операций.
Сложный план представляет собой по существу соединение краткого плана с пооперационным, где римскими цифрами обозначается последовательность этапов изготовления изделия, а арабскими цифрами – последовательность отдельных действий на определенных этапах работы.
При подготовки глухих школьников к планированию предметной деятельности следует иметь в виду два важных момента. Во – первых, это работа по последовательному выполнению поручений учителя и самостоятельное составление поручений товарищам.
Предметно – практическая деятельность школьников с самого начала поддается четкой и строгой организации, поэтому задания надо давать в определенной последовательности обозначения операций, необходимых для того, чтобы получилось нужное изделие. Работа по выполнению поручений подготавливает учащихся к планированию собственной деятельности.
Во – вторых, это обучение умению отчитываться о выполненной работе. Как писал Л.В Занков: "Словесное описание учеником выполненного действия важно потому, что этим достигается осознанность осуществляемых операций. При этом создаются условия перехода к планированию действий".
3.Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов
В подготовительном и и на некоторых уроках в I классе все материалы и инструменты готовит к уроку сам учитель, а учащиеся внимательно рассматривают все, что он приготовил для урока, и по заготовленным материалам и оборудованию пытаются угадать, что они будут делать на уроке. В I классе учащиеся уже начинают составлять заявки на необходимые материалы и инструменты. Заявки составляются письменно по образцу поделки, по рисунку, эскизу, чертежу, по словесному описанию поделки, наконец, по составленному плану изготовления изделия.
Новое в образовании:
Мероприятия по улучшению условий труда
Для поддержания высокого уровня работоспособности на протяжении рабочего дня необходимо делать три кратковременных перерыва на отдых общей продолжительностью для первой смены 20 мин и для второй – 25 мин. Для подростков должно быть четыре регламентированных перерыва (всего 30 мин). Во время перерыв ...
Взаимодействие школы и семьи
Люди постоянно общаются, вступая друг с другом во взаимодействие. Можно сказать, взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми утверждал Б. З. Фульфов. Взаимодействие людей в воспитательной системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой системы неотделима. Им ...
Урок «игра-соревнование» «цифиркин спрашивает»
Задачи: расширять кругозор детей; развивать смекалку и логическое мышление. Оборудование: публикации детских газет и журналов. Ход соревнования: Дети делятся на 3 команды и представляют себя и своих капитанов. Ведущий. Вести соревнование будет магистр математических наук профессор Цифиркин. Входит ...