Образовательная среда вуза является важным психологическим условием не только в приобретении личностью профессиональных знаний, умений и навыков, но и в развитии стремления к самосовершенствованию и самореализации.
Профессиональная самореализация является наиболее высоким уровнем самореализации. Она связана с профессиональной направленностью и, как правило, предполагает стремление студентов к развитию творческого потенциала в профессии, к поиску новых знаний, к реализации исследовательских функций, к стремлению приступить к работе как можно раньше и совершенствовать свой профессионализм. Личностная самореализация присуща в большей степени студентам четвертых курсов, а профессиональная самореализация студентам-выпускниками.
Развивающая образовательная среда вуза носит сложный системно-структурный характер и предполагает наличие предметно-материальной, дидактической, организационно-воспитательной, исследовательской, информационной, социально-коммуникативной структур.
Динамика самореализации возможна в том случае, если взаимодействие студента и среды будет обеспечено психологическим сопровождением, диагностикой, коррекцией и консультированием студентов. В этом процессе задействованы сотрудники психологической службы вуза и вместе с тем – кураторы, студенческий совет, представители студпрофкома, а также весь профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения.
Изложенное выше свидетельствует о том, что:
- образовательная среда вуза является важнейшим дополнительным ресурсом развития личности и самореализации студента; это область совместной деятельности субъектов образования, где между ними и элементами образовательных систем выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования;
- структура развивающей образовательной среды вуза носит неоднородный характер и состоит из предметно-материального, дидактического, исследовательского, воспитательного, информационного и социально-коммуникативного компонентов, прямо или косвенно влияющих на личность студента;
-психологическое сопровождение использования образовательной среды для развития личности и самореализации студентов представляет собой комплекс мероприятий по психологическому изучению, консультированию и коррекции субъектов образовательного процесса, способствующих повышению эффективности учебной деятельности и профессиональной направленности.
Задачи психологического сопровождения личностной и профессиональной самореализации студентов:
-осуществление успешной адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза;
- формирование субъектной позиции обучающегося;
- определение основных составляющих и развитие образа – Я личности;
- формирование у студентов стремления к самореализации личности через дидактическую, практическую и исследовательскую деятельность;
- развитие интеллектуальных и творческих ресурсов студента;
- формирование социального интеллекта, культуры общения и социальных качеств личности;
- формирование эмоционально-волевой активности;
-формирование знаний и представлений о будущей профессиональной деятельности; актуализация профессиональных намерений студента.
На первом курсе у студентов формировалось: ценностное отношение к будущей профессии; уважительное отношение к вузу и преподавательскому составу вуза, корпоративная культура.
На втором курсе развивались профессиональные перспективы: ближние, средние, дальние. Вместе с тем развивалась позиция субъекта образовательной деятельности и доверительные отношения с преподавателями.
На третьем курсе, в рамках формирования «Я – образа», развивались представления о внешних и внутренних препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, знания о своих достоинствах, способствующих преодолению препятствий, оценивалось представление о «Я-реальном» и «Я-идеальном».
Новое в образовании:
Семья как базовый институт
Крепкая семья - крепкое государство, благополучное общество. Это утверждение, с той или иной степенью аргументации, все чаще можно встретить в научной литературе, в средствах массовой информации, в повсеместном общении. Мы все больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим ба ...
Проведение опытно-экспериментальной части исследования
Опытно-экспериментальной базой исследования послужила Кангаласская средняя школа г. Якутска. В ходе эксперимента участвовал 1 “а” класс, в количестве 19 чел. 1 “а” класс делится на 2 группы, чтобы каждый ученик мог самостоятельно работать за компьютером. I группа II группа 1. Разуева Настя 2. Пасяк ...
Методические пояснения для проведения урока по теме декоративный натюрморт
Для проведения урока, по теме соответствующей дипломной работе, я обратилась к программе изобразительного искусства Б.М. Неменского. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жиз ...