Данные показывают что, в ходе специализированных занятий уровень коммуникативной компетентности значительно повысился. В экспериментальной группе - умение оказывать и принимать знаки внимания, компетентны 9 учащихся. 13 учащихся класса компетентны в устной коммуникации при обращении к сверстнику с просьбой. При реакции на попытку вступить с ними в контакт компетентны уже не 2, а 9 учащихся. Это говорит о том, что учащимся стало легче обратиться с просьбой за помощью. 7 учащихся компетентны в ситуации, когда надо отказать в просьбе и 9 учащихся – компетентны в умении оказать поддержку. Из 15 учащихся – 6 компетентны в вопросе реакции на провоцирующее поведение со стороны собеседника, 9 компетентны в ситуации принять поддержку со стороны постороннего. При попытке вступить в контакт с другим человеком 7 человек оказались компетентны. В вопросах отношения к справедливой и несправедливой критики 5 и 7 соответственно оказались компетентны.
Результаты Тестирования №1 и Тестирования №3 10-го экспериментального класса представлены в Таблице №2.
Количество учеников компетентных в коммуникации | ||
До проведения занятий |
После проведения занятий | |
Умение оказывать и принимать знаки внимания от сверстника |
2 |
9 |
Реагирование на справедливую критику |
1 |
5 |
Реагирование на несправедливую критику |
2 |
7 |
Реагирование на провоцирующее поведение собеседника |
4 |
6 |
Умение обратиться к сверстнику с просьбой |
1 |
13 |
Умение ответить отказом на чужую просьбу |
4 |
7 |
Умение самому оказать поддержку |
8 |
10 |
Умение самому принимать поддержку со стороны |
3 |
9 |
Умение вступить в контакт с другим человеком |
2 |
7 |
Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт |
2 |
9 |
Схематическое изображение сравнения уровня сформированности коммуникативной компетентности до и после проведения уроков и внеурочных мероприятий, направленных на обогащение коммуникативной компетентности учащихся представлено на Рисунке №1:
Рисунок 1
1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.
2. Реагирование на справедливую критику.
3. Реагирование на несправедливую критику.
4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
6. Умение ответить отказом на чужую просьбу.
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.
8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
9. Умение вступить в контакт с другим человеком.
10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.
Однако для нас важно определить, на сколько повышение уровня коммуникативной компетентности в ходе формирующего эксперимента продуктивному их использованию в социуме. Для этого было проведено Тестирование №2 на общительность (см. Приложение №5), определяющие уровень положительного отношения учащихся к окружающим, уровень сознательной дисциплины, степень проявления трудовой активности, их отношение к коллективу и уровень проявления асоциального поведения.
Новое в образовании:
Функции форм обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана ...
Игра и общение
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к даль ...
Проблема детской субкультуры в контексте традиционной
культуры
В 50-х годах ХХ века возрастает исследования детства, которые изучали чем дети одного народа, отличаются от другого, которые выросли в разных социокультурных средах. Были рассмотрены то, как дети усваивают культуру своего народа, особенности методов и средства воспитания народов. Обсуждалось роль т ...