1. Восприятие и усвоение знаний о формальной логике, излагаемых учителем;
2. Выполнение различных специальных логических заданий и задач на развитие логического мышления;
3. Специальная отработка на уроках информатики и математики общелогических способов и приёмов учебно-познавательной деятельности и использование этих способов и приёмов в процессе усвоения новых знаний;
4. Самостоятельное выявление своих логических ошибок и исправление этих ошибок.
Для деятельности учащихся характерны следующие формы работы:
1. Фронтальная работа класса по выполнению логико-познавательных заданий;
2. Выполнение групповых логико-познавательных заданий;
3. Выполнение индивидуальных логико-познавательных заданий на уроке и дома.
Естественно, что в процессе учения учащиеся используют учебные и логические методы в их единстве. С самого начала работы по формированию у младших школьников логической культуры целесообразно применение учащимися таких учебных методов, как:
1. Метод самостоятельной работы школьников по решению и выполнению логических заданий и задач (решение логических задач, чтение занимательной логической литературы и т.д.);
2. Выполнение логико-исследовательских заданий;
3. Выполнение творческих работ (составление логических задач);
4. Выполнение упражнений на перенос логических методов в новую ситуацию и отработку логико-познавательных умений и навыков.
С другой стороны, необходимо применение логических приемов и методов учения.
Итак, содержание, формы и методы деятельности учителя, взаимосвязанные с содержанием, формами и методами деятельности учащихся позволяют осуществить переход к получению целостного представления о требованиях к сформированной логической культуре младшего школьника. Каждый из основных компонентов логической культуры формируется в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла, в ходе решения конкретных задач. Такими задачами являются, как указано в модели:
1. Усвоение учащимися знаний о законах и методах формальной логики;
2. Обучение младших школьников логическим процедурам: объяснение, описание, классификация, а также логическим методам индукции и дедукции;
3. Формирование у учащихся системы логических умений и навыков;
4. Обучение учащихся умению выявлять логические ошибки и критически мыслить.
Для построения дидактической системы логической подготовки младших школьников при обучении информатике, которая, согласно нашей гипотезе, должна обеспечить полноценное усвоение ее содержания, потребовалось определить основные методические принципы организации такой подготовки и четко сформулировать итоговые требования к ее результатам.
В ряде методических исследований определены общие методические принципы работы по формированию логических знаний и умений при обучении информатике в школе. На основе анализа этих работ и с учетом специфики современной начальной школы нами сформулированы следующие основополагающие принципы организации логической подготовки младших школьников. В процессе такой подготовки должны быть предусмотрены:
1) органическая связь со специфическим содержанием курса;
2) преемственность между начальной и средней школой;
3) постепенность, целенаправленность и систематичность формирования каждого умения;
4) постепенное повышение уровня абстрактности предлагаемого материала и способов оперирования им (от предметных действий к действиям в вербальном и умственном планах);
5) раскрытие общезначимости логических форм и отношений путем привлечения разнообразного содержания (как математического, так и нематематического) для формирования одного и того же умения;
6) овладение логическими умениями без использования специальной терминологии.
Перечисленные принципы легли в основу методики логической подготовки младших школьников при обучении информатике.
Для проверки эффективности разработанной методики мы составили перечень итоговых требований к логической подготовке младших школьников, основанный на результатах анализа общей программы развития логической грамотности при обучении информатике, принципа преемственной связи между начальной и средней школой и указаниями, содержащимися в объяснительной записке Проекта Государственного стандарта начального образования.
Новое в образовании:
Диагностика уровня развития орфографической зоркости
С целью выявления исходного уровня развития орфографической зоркости у детей с дисграфией был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной площадкой для нашего исследования был логопункт средней школы №7, города Шуи. В эксперименте принимали участие дети с нарушением письменной речи (опти ...
Организация деятельности по реализации дифференцированного
обучения на уроках в начальной школе
Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2. Распределение по группам с учетом диагностики. 3. Опр ...
Фокусы
Вступительное слово учителя: В начале занятия учитель сообщает учащимся, что он - телепат, и может угадать трехзначное число, которое любой из учащихся загадает. Учитель (обращаясь к одному из участников кружка): · Возьми бумажку. Запиши на ней трехзначное число. Мне не показывай! · Припиши к нему ...