При обучении информатике в начальной школе дети должны научиться:
1) выделять и называть признаки (свойства) как конкретных, так и абстрактных предметов;
2) сравнивать предметы по их признакам, находить сходство и различие;
3) составлять описание объектов по их признакам;
4) узнавать предметы по их признакам;
5) подбирать обобщающее (родовое) понятие к одному или нескольким понятиям;
6) указывать виды данного понятия;
7) подбирать собирательное имя к группе однородных предметов;
8) выделять в готовом определении а) родовое понятие; б) видовое отличие;
9) подбирать к определяемому понятию ближайший род;
10) подбирать подходящее видовое отличие;
11) самостоятельно строить определение знакомого понятия;
12) оценивать формулировки определений с точки зрения их правильности;
13) в готовой классификации: а) давать словесную характеристику каждого класса, б) относить объект к тому или иному классу, в) находить ошибки и объяснять, в чем они состоят;
14) классифицировать объекты по заданному основанию;
15) проводить классификацию по самостоятельно выбранному основанию;
16) делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частных случаев;
17) находить следствия из данных посылок;
18) обосновывать утверждения (подбирать посылки, из которых они следуют);
19) проводить простейшие доказательства и опровержения с помощью примера (контрпримера).
Далее нами был построен план логической подготовки младших школьников при обучении информатике и разработано его содержательно-методическое наполнение в виде системы заданий, органически связанных с программным материалом.
Эта система состоит из пяти содержательных блоков.
1 блок. Задания на выделение признаков предметов и оперирование ими. Работа по выделению признаков непосредственно связана со сравнением двух или нескольких предметов (объектов), выяснением их различий и сходства. Перед школьниками ставятся специальные задачи по рассмотрению объектов с разных сторон для выделения их признаков, узнаванию объектов по их признакам и составлению их описаний.
2 блок. Задания на усвоение логических слов «все», «некоторые», «любой», «каждый», «и», «или», «не» и соответствующих им логических операций. Работу по усвоению значения логических слов целесообразно проводить по следующим направлениям: а) раскрытие и уточнение смысла логических слов с помощью соответствующих предметных действий, б) подбор синонимов к логическим словам и тренировка в их правильном употреблении.
3 блок. Задания на формирование логического действия «классификация». Работу по формированию соответствующего умения целесообразно начинать с ознакомления младших школьников с отдельными действиями, связанными с умением классифицировать: подбирать название для группы предметов, объединенных общим свойством, группировать их по данному признаку, находить признак, по которому произведена группировка, самостоятельно выбирать основание (признак) для группировки, распознавать правильные группировки.
4 блок. Задания на формирование логического действия «определение». Система заданий составлена таким образом, чтобы дети научились выполнять на элементарном уровне следующие операции, связанные с определением: установление родовидовых отношений, выделение видового отличия; составление определений через род и видовое отличие с использованием заданного набора слов и без него.
5 блок. Задания на формирование умений проводить простейшие умозаключения и доказательства: а) умозаключения, проводимые по аналогии, б) умозаключения, проводимые по индукции, в) простейшие дедуктивные умозаключения, г) доказательство и опровержение утверждений с помощью примеров и контрпримеров.
Предлагаемые задания являются типовыми. На их основе могут быть составлены аналогичные учебные задания с использованием различного математического и иного материала, что обеспечивает возможность творческой работы учителей. Все упражнения направлены на практическое овладение содержанием логических понятий и действий. Одни и те же логические умения отрабатываются на разнообразном материале.
Новое в образовании:
Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...
Формирующий эксперимент
В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития орфографической зоркости у детей с дисграфией. Нами была разработана коррекционная программа по развитию орфографической зоркости детей с дисграфией с учетом индивидуальных особенностей детей, которая положена в основу формирующ ...
Переход к вариативности программного обеспечения работы в дошкольных
учреждениях
В параграфе 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. Концепция дошкольного воспитания излаг ...