Можно отметить, что это продиктовано теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Во-первых, общий процесс визуализации культуры проявляется в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Несомненно, в связи с этим должен измениться характер музейной коммуникации, а важной становится культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога .
Объект музейной педагогики — культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Предмет музейной педагогики — проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования.
Ключевыми понятиями музейной педагогики являются следующие понятия:
Музейный предмет — это, прежде всего, подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает значимым для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация — такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь можно обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации считает В.М. Воронович.
Вместе с тем следует заметить, что в музейной коммуникации выделяется позиция организатора (координатора), который обеспечивает не столько процесс восприятия музейного предмета и сопровождает в музейном пространстве, сколько организует рефлексию интеллектуального и эмоционального «проживания» в культурном поле музея.
Новое в образовании:
Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим
недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) в 50-60-е гг. ХХ в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий ...
Особенности патриотического воспитания на современном этапе
Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных ...
Решение задач методом с «конца». Решение задач на все действия с дробными
числами
Вступительное слово учителя. Простейшим примером задачи, решаемой с "конца" может служить игра в лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, и среди них только один верный путь, который приве ...