Взаимодействие этих позиций строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций и их равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам. Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.
В процессе организации позиционного взаимодействия педагог-координатор реализует посредническую функцию по вовлечению в музейное пространство, по осмыслению проявленной позиции и возможной активности в разнообразных диалоговых процесса, происходящих в музее, и формированию эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Осуществляемая рефлексия может развивать потребность в общении с культурным полем музея и склонности действовать в позиции автора, интерпретатора, организатора.
Инновационные проекты по внедрению программ воспитания школьников средствами музейной педагогики в дидактической системе школы выстроены, нередко, по модели создания музея в школе:
1. Структура такой модели музейной педагогики включает в себя:
цель,
задачи,
направления,
специальные требования,
формы и методы работы,
принципы,
музейные педагогические технологии.
По этому алгоритму можно составить программу и апробировать её результативность.
Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Музейная экскурсия — форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Новое в образовании:
Сущность понятия «Семья»
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в «С ...
Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника
Требования этого принципа могут быть рассмотрены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого восп ...
Организация урока немецкого языка в компьютерном классе
В данной главе будет приведен пример организации полноценного урока немецкого языка в компьютерном классе. Урок составлен с учетом требования того, что во время урока ученикам не рекомендуется работать за компьютером более 15 минут, однако эту практику необходимо гармонично вписать в содержание уро ...