Взаимодействие этих позиций строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций и их равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам. Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.
В процессе организации позиционного взаимодействия педагог-координатор реализует посредническую функцию по вовлечению в музейное пространство, по осмыслению проявленной позиции и возможной активности в разнообразных диалоговых процесса, происходящих в музее, и формированию эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Осуществляемая рефлексия может развивать потребность в общении с культурным полем музея и склонности действовать в позиции автора, интерпретатора, организатора.
Инновационные проекты по внедрению программ воспитания школьников средствами музейной педагогики в дидактической системе школы выстроены, нередко, по модели создания музея в школе:
1. Структура такой модели музейной педагогики включает в себя:
цель,
задачи,
направления,
специальные требования,
формы и методы работы,
принципы,
музейные педагогические технологии.
По этому алгоритму можно составить программу и апробировать её результативность.
Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Музейная экскурсия — форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Новое в образовании:
Социально-психологические особенности детей
Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. Поэтому постараемся рассмотреть социально-психологические особенности детей разных возрастных периодов: 1) 3 – 6 (7) лет: дошкольный возраст. Кризис 3 лет (кризис со ...
Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда
Цель нашего исследования – выявить досуговые предпочтения учащихся школ г. Волгограда и проанализировать результаты проведённого нами социологического обследования. Анкетным опросом было охвачено 700 детей и 300 родителей г. Волгограда. В бюджете времени учащихся обычно выделяют учебное и внеучебно ...
Материалы, инструменты, оборудование
Успешность в работе темперой, как и в любой другой технике, будет во многом зависеть от наличия необходимых принадлежностей, используемых в профессиональной живописи. Кисти для темперной живописи нужно иметь колонковые, беличьи и щетинные. Очень хороши в работе плоские колонковые кисти. После работ ...