Идея игры нашла свое удивительное воплощение в деятельности детского интерактивного музея — Дом сказок «Жили-были», учрежденного Благотворительным фондом «Русская семья» в 1995 году в Москве. Для детей младшего школьного возраста прочтение или слушание сказки — любимое занятие. При слушании сказки ребенок подсознательно отождествляет себя с разными героями, переживает те же чувства и решает те же проблемы, что и они, и, таким образом, принимает себя и окружающий мир таким, как есть. Это является важным для развития его личности. Свою задачу музей видит в том, чтобы через сказки, через народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, дать им возможность почувствовать причастность к своей культуре, разбудить детское любопытство и воображение, пробудить в них радость от встречи со сказкой и побудить к чтению. Основная форма работы в музее - театрализованная экскурсия-путешествие по сказкам, в которой и дети, и экскурсовод - сказочные герои. В Доме сказок есть все для такого интересного путешествия - и чердак со старинными вещами, и подвал со сказками, и горница с русской печкой. А во дворе - колодец с живой водой и яблоня с молодильными яблоками.
Музей предлагает детям поучаствовать в десяти экскурсиях-путешествиях: «Сказка ложь да в ней намек» (по русским народным сказкам), «В сказочном королевстве» (по сказкам западноевропейских писателей), «Сказочный мир наших предков» (по славянской мифологии), «Черный хлебушко - калачу дедушка» (о традициях, связанных с хлебом и едой в сказках народов России и мира) и т.д. В Доме сказок можно интересно провести детский праздник или отметить День своего рождения.
Калинина Л.Л. представляет интересный опыт работы Детского центра, открывшегося в 1997 году при Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Это единственный в мире музей, где наиболее полно представлены собрания, рассказывающие о жизни, культуре и быте более 150 народов Европы и Азии. В игровой театрализованной форме среди подлинных этнографических предметов, путешествуя по музею со сказками, дети знакомятся с культурой и бытом разных народов - русских, украинцев, грузин, туркмен, казахов, народов Сибири и Дальнего Востока, Поволжья и Приуралья. В «Школе ремесел» ребенок приобщается к народному творчеству, создавая своими руками предметы быта или народного искусства из природных материалов (глины, бересты, лозы, дерева). В Центре устраиваются выставки детского творчества, проводятся народные праздники, конкурсы, викторины, концерты классической и народной музыки, а для самых маленьких проходят музыкальные занятия и кукольный театр разыгрывает представления по мотивам народных сказок. Для детей организованы археологический и этнографический кружки. Таким образом выполняются задачи, поставленные музейными педагогами перед Детским Центром — воспитание в подрастающем поколении национального самосознания, интернационализма, чувства гордости и уважения к культуре и традициям народа.
Эти модели и содержание работы музеев США и Германии позволяют музейным педагогам расширить представление о сущности явления «детский музей» и оценить собственный, наработанный опыт.
Государственное объединение выставок Швеции реализует на практике концепцию Европейского сообщества. Здесь осуществляется программа взаимодействия музеев со школой, которая направлена на развитие самодеятельного творчества детей. Почти во всех шведских музеях и выставочных залах есть специализированные секторы, где дошкольники, учащиеся разных учебных заведений, студенты могут изготавливать собственные "экспонаты", принимать участие в театрализованных играх, воссоздающих историю Скандинавии, заседать в общественных советах, обсуждающих проблемы сохранения и использования памятников культуры. Каждый государственный музей Швеции имеет дифференцированные по возрастам программы историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания детей и подростков средствами вовлечения последних в мир культуры и социально-культурного творчества.
Новое в образовании:
Формы и методы индивидуализации в обучении
В учениях Инге Унт при использовании понятия "индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Инге Унт считает, что в реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по сл ...
Деятельностное познание мира средствами оригами
«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский. Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностям ...
Последовательность и приемы работы над лексикой
Одним из наибольших эффективном по мнению некоторых педагогов и в частности Кувшинова В. И. школа №315 г. Москвы является опережающей ведение лексики, на всех этапах в различной форме с учетом уровня подготовки школьников и их интересов. Уже в первый год обучения опережение достигалось во время фон ...