Наиболее значимый компонент учебной деятельности – учебные задачи. Они представляют собой определенные учебные задания, сформулированные учителем и позволяющие ученику понять, какие действия следует совершать с учебным материалом. Однако до момента выполнения действия ученик должен осознать цель, ради которой будут производиться эти действия, и условия, в которых они будут совершаться. Следовательно, учебная задача определяется соотношением цели и условий учебной деятельности.
В учебной задаче дается лишь часть информации о каком-либо объекте, явлении, процессе, а другая остается неизвестной. Ее следует найти на основе решения. В структуру учебной, как и любой другой, задачи входят предмет задачи («данное», «известное») и требования задачи («искомое», «неизвестное»). Предметное содержание задачи следует рассматривать как условие, а требуемое решение как вопрос, на который необходимо найти ответ. Вопросы в полной мере должны быть понятны и учителю, и ученику. Они усложняются по мере получения на них правильных ответов. В ситуациях затруднений вопросы могут быть переформулированы и даже упрощены, но вместе с тем они должны быть направлены на раскрытие сущности изучаемого учебного материала.
Одной из основных особенностей задач является их направленность на субъекта, поскольку решение задач – есть средство его изменения за счет усвоения определенных способов действий.
В своей совокупности учебные задачи образуют логическую систему, задаваемую базовыми понятиями того или иного учебного предмета. В этой системе имеются как общие задачи, направленные на усвоение сущностных характеристик изучаемых явлений, процессов и обобщенных способов выполнения действий, так и частные, связанные с усвоением отдельных понятий, представлений, умений и навыков.
Процесс решения учебных задач включает следующие этапы: постановка задачи и ее осмысление учеником; поиск вариантов решения задачи; анализ решения и оценка полученного результата.
Решение учебных задач осуществляется с помощью совокупности учебных действий, являющихся единицами учебной деятельности. Действия – это «процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т.е. с тем, на что оно направлено)», но включен в
совершаемую деятельность.
При этом «предмет действия есть не что иное, как его сознаваемая непосредственная цель».
По своему характеру учебные действия подразделяются на действия целеполагания, моделирующие, исполнительские, преобразующие, контролирующие и оценивающие. Названные действия соотносятся с этапами осуществления учебной деятельности. Так, действие целеполагания связано с осознанием цели решения учебных задач. Именно с этого действия начинается любая, в том числе и учебная, деятельность. Моделирующие действия связаны с построением плана поиска решения задачи. Исполнительские действия – вербальные и невербальные, формализованные и неформализованные предметные действия, с помощью которых реализуется внутренний план (целеполагание и программирование). Преобразующие действия направлены как на изменение условий учебной задачи, так и на корректировку, уточнение плана ее решения.
Особое место в структуре учебной деятельности занимают контролирующие и оценивающие действия. Их значимость обусловлена тем, что с помощью этих действий происходит переход внешнего действия во внутренний план, т.е. действия контроля и оценки учителя преобразуются в действия самоконтроля и самооценки ученика. Такой переход становится реальным благодаря вопросам учителя, которые задают общую программу контроля, являющегося основой самоконтроля.
Новое в образовании:
Формы работы с родителями
педагогический просвещение семья воспитательный Повышение роли воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм, способов взаимодействия учителя начальных классов и родителей. Школа накопила огромное количество форм работы с семьей, приобщения родителей к соучастию в ...
Определение уровня сформированности технических навыков и умений на
занятиях лепкой детей подготовительной группы
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности технических навыков и умений в декоративной лепки. Эксперимент проходил в спокойной, естественной и доверительной для детей обстановке. Детям было предложено выполнить задание, которое проходило в два этапа. Задание ...
Л.П. Стрелкова «Печальная история о том, как оторвали Мишке
лапу»
Проснулся Данилка рано. Солнечный Зайчик был рядом. Настроение прекрасное, можно сказать, праздничное. Хотелось скорей поговорить с мамой, позавтракать и отправиться гулять. Данилка прислушался: в квартире было тихо. «Неужели еще спят?» — расстроился мальчик. Сейчас я подниму всех, — обратился он к ...