Наиболее значимый компонент учебной деятельности – учебные задачи. Они представляют собой определенные учебные задания, сформулированные учителем и позволяющие ученику понять, какие действия следует совершать с учебным материалом. Однако до момента выполнения действия ученик должен осознать цель, ради которой будут производиться эти действия, и условия, в которых они будут совершаться. Следовательно, учебная задача определяется соотношением цели и условий учебной деятельности.
В учебной задаче дается лишь часть информации о каком-либо объекте, явлении, процессе, а другая остается неизвестной. Ее следует найти на основе решения. В структуру учебной, как и любой другой, задачи входят предмет задачи («данное», «известное») и требования задачи («искомое», «неизвестное»). Предметное содержание задачи следует рассматривать как условие, а требуемое решение как вопрос, на который необходимо найти ответ. Вопросы в полной мере должны быть понятны и учителю, и ученику. Они усложняются по мере получения на них правильных ответов. В ситуациях затруднений вопросы могут быть переформулированы и даже упрощены, но вместе с тем они должны быть направлены на раскрытие сущности изучаемого учебного материала.
Одной из основных особенностей задач является их направленность на субъекта, поскольку решение задач – есть средство его изменения за счет усвоения определенных способов действий.
В своей совокупности учебные задачи образуют логическую систему, задаваемую базовыми понятиями того или иного учебного предмета. В этой системе имеются как общие задачи, направленные на усвоение сущностных характеристик изучаемых явлений, процессов и обобщенных способов выполнения действий, так и частные, связанные с усвоением отдельных понятий, представлений, умений и навыков.
Процесс решения учебных задач включает следующие этапы: постановка задачи и ее осмысление учеником; поиск вариантов решения задачи; анализ решения и оценка полученного результата.
Решение учебных задач осуществляется с помощью совокупности учебных действий, являющихся единицами учебной деятельности. Действия – это «процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т.е. с тем, на что оно направлено)», но включен в
совершаемую деятельность.
При этом «предмет действия есть не что иное, как его сознаваемая непосредственная цель».
По своему характеру учебные действия подразделяются на действия целеполагания, моделирующие, исполнительские, преобразующие, контролирующие и оценивающие. Названные действия соотносятся с этапами осуществления учебной деятельности. Так, действие целеполагания связано с осознанием цели решения учебных задач. Именно с этого действия начинается любая, в том числе и учебная, деятельность. Моделирующие действия связаны с построением плана поиска решения задачи. Исполнительские действия – вербальные и невербальные, формализованные и неформализованные предметные действия, с помощью которых реализуется внутренний план (целеполагание и программирование). Преобразующие действия направлены как на изменение условий учебной задачи, так и на корректировку, уточнение плана ее решения.
Особое место в структуре учебной деятельности занимают контролирующие и оценивающие действия. Их значимость обусловлена тем, что с помощью этих действий происходит переход внешнего действия во внутренний план, т.е. действия контроля и оценки учителя преобразуются в действия самоконтроля и самооценки ученика. Такой переход становится реальным благодаря вопросам учителя, которые задают общую программу контроля, являющегося основой самоконтроля.
Новое в образовании:
Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом н ...
Исследование проблемы памяти в психологии
По мнению И.М. Сеченова, именно память занимает главенствующее место в психической жизни. Сквозной характер мнемической функции, ее представленность на всех уровнях психофизиологической организации человека отмечают и современные исследователи. Пронизывая все уровни психического, память участвует в ...
Анализ эффективности экспериментальной
дидактической системы технологического образования студентов
Исследование эффективности экспериментальной дидактической системы осуществлялось с помощью использования методов наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, обобщения независимых характеристик, тестирования, рейтинговых оценок, путем непосредственного изучения педагогического опыта. Получ ...