Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Педагогика сегодня » Обучение как фактор развития личности » Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Страница 5

Основным продуктом (результатом) учебной деятельности являются обогащение концепции жизни, развитие своеобразного личностного концептуального видения мира («образ мира», «картина мира», «модель универсума») в отличие от функционального, с которого оно начинается. Это происходит благодаря умениям структурировать и актуализировать знания, соотносить общее и частное, выделять ведущие закономерности, объяснять явления с научных позиций.

Концептуальное видение мира характеризуется расширением понятий и представлений личности о мире, людях и о себе, формированием личностных ценностей и идеалов, совершенствованием методов практической деятельности. Понятие «образ мира» было введено А.Н. Леонтьевым. Образ мира – это «целостная многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности». Оно имеет ключевое значение для интерпретации результатов учебной деятельности. Образ – исходный пункт и одновременно результат любого познавательного, в том числе учебного, акта. В широком смысле образ – это субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слово «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т.е. таких, которые имеют сенсорную (ощущение, восприятие, последовательные образы и др.) природу. Нужно отметить, что понятие «образ мира» нередко характеризуют как совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к картине мира. В действительности образ мира возникает и эволюционирует как целостное интегральное образование не только познавательной сферы личности. Оно тождественно самой личности. Образ мира функционально и генетически первичен по отношению к любому конкретному образу или отдельному чувственному переживанию человека.

Изолированные образы в принципе не могут существовать. Результатом любого познавательного процесса личности выступает не некоторый новый единичный образ, а модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами.

Образ мира представляет собой совокупность непрерывно генерируемых гипотез различного уровня. Первый – поверхностный уровень – это гипотезы, реализованные в зрительной, слуховой и других чувственных модальностях (перцептивные гипотезы). Второй – глубинный уровень образа мира. Гипотезы этого уровня формируются на уровне знаний и личностных смыслов.

По своей природе образ мира носит прогностический характер, т.е. отражает не только настоящее, но и ожидаемое на близкое или далекое будущее. Последнее определяет те сферы реальности, в отношении которых строятся и проверяются жизненные гипотезы. Каждая гипотеза с самого начала оказывается вписанной в контекст повседневной деятельности и целостного образа мира. Познавательные действия возникают в ответ на рассогласование прогнозируемых событий с тем, что реально имеет место, или в ответ на совершенные самим субъектом действия, которые должны привести к изменению представлений.

Образ мира как результат учебной деятельности, синтезируя мотивационные, ценностные и смысловые новообразования личности, в значительной степени характеризует ее индивидуальный опыт.

Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологическая структура (см. табл. 1) включает в себя мотивацию; проблему (учебную ситуацию или yчeбнyю зaдaчy в форме задания); исполнение (реализацию в форме учебных действии); контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и самооценку (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей? На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов. Несомненно, одно: чем шире у ...

Виды обучения
Следует отметить, что проблема видов обучения не нашла еще достаточного отражения в современной педагогической литературе. В то же время целый ряд авторов разделяют подход, согласно которому под ними понимается специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым си ...

Предполагаемая критериальная система оценивания планируемого результата по завершению межаттестационного периода
В основу критериальной системы оценивания будут положены следующие параметры измерения речевой активности детей раннего возраста: - выявление уровня понимания речи взрослого; - выявление понимания речи взрослого; - выявление объема активного и пассивного словаря; - выявление уровня активного словар ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru