1598 г. Начало правления Бориса Годунова.
1605 г. Начало правления Лжедмитрия I.
1606 г. Начало правления Василия Шуйского, восстание Болотникова.
1611 г. 1-е ополчение.
1612 г. 2-е ополчение.
1613 г. Начало правления Михаила Романова.
1617 г. Мирный договор со Швецией.
1618 г. Перемирие с Речью Посполитой.
Всё это можно запомнить, используя школьную систему оценок от "1" до "5".
Изучая курс истории России, следует обратить внимание детей на некоторые интересные соответсвия.
1380 г. Куликовская битва, разгром войска Мамая.
1480 г. Противостояние на реке Угре, окончание так называемого монгольского ига.
1612 г. Изгнание поляков из Москвы.
1812 г. Изгнание французов из Москвы.
1907 г. Конец первой русской революции.
1917 г. Начало Февральской революции в России.
1917 г. Начало Октябрьского переворота.
1927 г. Конец новой экономической политики в СССР.
1937 г. Начало массовых репрессий в СССР.
Используя определенные совпадения, исторические закономерности, можно учить детей создавать свою систему ассоциаций или хронологические таблицы, следуя которым легко запомнить исторические факты и потом на их базе создать целостный рассказ о каком-либо периоде отечественной истории.
Четвертый метод
Представляет собой систему использования модулей. Он очень эффективен при изучении сложных, богатых событиями исторических периодов. При изучении истории экономической, общественно-политической и культурной жизни России модули подчас становятся незаменимыми.
Модуль "Революции"
1. Наличие революционной ситуации (предпосылки).
2. Повод.
3. Цели.
4. Движущие силы.
5. Характер.
6. Этапы, ход событий.
7. Итоги.
8. Историческое значение.
Так можно с успехом изучать историю революционного движения в России в ХХ в. При изучении народных движений под предводительством Болотникова, Разина, Пугачева, Булавина детям окажет помощь модуль "Народное восстание".
Модуль "Народное восстание"
1. Причины (предпосылки).
2. Повод.
3. Цели.
4. Социальный состав.
5. Характер.
6. Ход событий, этапы.
7. Результат.
8. Историческое значение.
Модуль "Реформы"
1. Предпосылки.
2. Типы.
3. Цели.
4. Характер.
5. Методы.
6. Этапы.
7. Результаты, итоги.
8. Историческое значение.
Можно составить тезисы и подготовить ответ на вопрос о преобразованиях Ивана IV, Петра I, Александра II.
Модуль "Культура"
1. Духовная жизнь общества (религия, философия, идеология).
2. Искусство (архитектура, изобразительное искусство, скульптура, музыка, театр, кино и прочее).
3. Образование (начальное, среднее, высшее).
4. Наука и техника (открытия, изобретения).
5. Литература (религиозная, светская; поэзия, проза).
6. Народное творчество (музыка, танцы, песни, устное творчество).
7. Быт (обычаи, традиции, обряды).
Такой модуль, надо надеяться, даст детям возможность составить представление о культурной жизни в России в различные эпохи.
Рассмотрим тему "Экономическое развитие России в XVII веке".
Работая с учебником и используя модуль "Экономическое развитие", составим тезисы возможного ответа.
Модуль "Экономическое развитие"
Аграрное производство
Земледелие. Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых (сам-10).
Новое в образовании:
Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е.
Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...
Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...
Методы и формы семейного воспитания
Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику: • влияние на ребенка индивидуальное, осн ...