Франц Боас, со своей стороны, призывал культурологов быть более критичными и наблюдательными. Они должны замечать изменения поведения, снимая слой за слоем внешние проявления и обнажая внутреннюю суть истины. Подход Боаса отражал позицию представителей естественных наук его дней, предполагавших, что реальные вещи скрывают структуру. Только внешняя форма меняется в связи с изменившимися условиями жизни. Боас сочетал эти методы «индукции» (скорее, чем дедукции) с уже развитыми эволюционными методами и тем самым определял антропологию как современную науку. Единственно возможным способом проверки теории культурного детерминизма Боасу казалось сравнительное изучение детства и юности у народов, живущих в разных культурных условиях.
Его своеобразный метод исследования, направленный на изучение изменений обществ, а не их «эволюционирование» до определенной точки, дал антропологам научную основу для осуществления исследований. Боас утверждал, что ученые призваны наблюдать действительно происходящее в разных культурах без навязывания предвзятых мнений и предрассудков и сравнивать ее со своей культурой. Не неси себя другим, а неси других к себе, не уставал повторять Ф. Боас. Собирание массы фактов с самого раннего возраста людей, и материалы - единственный способ открыть, как формируются и прогрессируют культуры. Определение изменений в человеческом поведении, подчеркивал Боас, представляет собой надежный систематический метод правильного понимания культуры. Реконструируя историю и тщательно анализируя каждый аспект языка народа, его биологические особенности и общественное поведение, антропологический метод Боаса может дать научные ответы на вопросы жизни. Жизнь народов и развитие культур нельзя объяснить одной большой теорией эволюции или городской психологией, а только путем изучения точных фактов их истории.
Большая заслуга этнографа в том, что он исследует людей в самых разных социальных средах. Он доказал, что окружающая среда где он родился, вырос, воспитывался, оказала большую роль в развитии человека и строит их индивидуальную субкультуру. Изучение далекого прошлого - это есть орудие понимание настоящего и воздействие на будущее.
Боас был замечательным педагогом в числе его учеников входят выдающиеся лингвисты и антропологи – Э. Сепир, А. Крёбер, Р. Бенедикт, М. Мид и др.
Маргарет Мид (1901-1978) американский этнограф, антрополог родилась в Филадельфии, получила образование в Колумбийском университете. Первоначально М. Мид хотела заняться психологией, но под влиянием великих антропологов и этнологов Франса Боаса и Рут Бенедикт стала интересоваться этнографией. М. Мид выпустила более 25 книг, была автором множества научных статей и каждая ее работа была посвящена актуальным проблемам.
М. Мид представительница этнопсихологической школы, рассматривала идей национального характера. Она указала три основных аспекта исследования национального характера.
- Сравнительный анализ культур.
- Изучение отношения между детьми и родителями.
- Описание ухода за младенцами и детского воспитания.
Связывая межпоколенное отношение с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации М. Мид различает в истории человечества три типа культур:
- постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников. Этот вариант чаще всего встречается в традиционном обществе, изменения в ней происходят медленно, где определяющую роль играет старшее поколение;
- конфигуративный, где взрослые и дети учатся у предшественников, моделью которого служит поведение современников, отсутствие третьего поколения, где присутствует контркультура;
- префигуративный где уже взрослые учатся у своих детей, Относится она к 20 веку, где знания дети передают своим родителям.
Одной из ярких исследовании национального характера и этнографии детства принадлежат работы М. Мид «Как растут на новой Гвинее», «Взросление на Самоа», это один из островов в Тихом океане населенный смуглым полинезийским народом. М. Мид писала
Какие бы новшества не предлагала наше общество, они всегда основаны на опыте прошлых поколении, следовательно, на определенной культурной традиции.
Новое в образовании:
Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания – формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...
Формирование адаптивных качеств учащихся
Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработка у них социоадаптивных качеств, помогающих справиться с трудными ситуациями любого уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой твор ...
Методические рекомендации по развитию зрительной
памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Между умственным и речевым развитием ребенка существует тесная взаимосвязь, поэтому коррекционная работа должна оказывать комплексное воздействие на все психические процессы. Среди детей-логопатов нередко встречаются дети с низким уровнем всех видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной. В то вр ...