Культурно-антропологические подходы к исследованию субкультуры детства

Педагогика сегодня » Детская субкультура казахов » Культурно-антропологические подходы к исследованию субкультуры детства

Страница 4

Боас всегда в своих работах уделял большое внимание психологии, этнологии. Еще в 1887 году он утверждал, что цель этнологии состоит в изучении этнологических и антропологических феноменов "в их историческом развитии и географическом распределении, и в их физиологическом и психологическом основании. В работе Боаса "Методах этнологии" он утверждает, что социальное поведение человека зависит в большой степени от ранних привычек, которые выработались прежде, чем человек начинает помнить себя и которые не проникают в его сознание т.е в детстве.

Каждая культура разнообразна, например «Примитивный человек», в отличие от цивилизованного, не способен контролировать свои импульсы, долго сосредоточивать внимание на чем-либо, что он в этих отношениях он подобен ребенку. Например обычаями индейцев с детства ребенку предписывается строгая сдержанность, выносливость, стойкое терпение - например, при совершении болезненных «инициаций», когда юношам делают обряд надрезов на коже, заставляют становиться коленями на раскаленные угли, или подпиливают зубы.

Различие между народами не заключается в их умах, а зависит больше всего от окружающей среды, географического положения, где человек родился и от их систем ценностей, правил поведения, установок и т.д. Даже самая важная ценность - добро, или благо, теряет, свое содержание, так как это понятие везде интерпретируется по разному, в итоге мы не можем прийти к единому мнению о том, что такое благо. Боас первый ученый- этнограф, который подверг критике общепринятую систему этических понятий. Он отказался от идеи духовно-нравственного превосходства европейских народов, он пришел к «релятивизму», признавая ценности других культур. Боас фактически отверг существование, каких бы то ни было общечеловеческих ценностей. С точки зрения Ф. Боаса и его учеников, культура явление особого рода, которое не может быть ни сведено к биологии, ни выведено из нее, не подведено под ее законы.

Тщательное изучение обычаев в контексте всей культуры практикующего их племени и обязательно с учетом их географического распространения у соседних племен почти всегда позволит нам с большой точностью определить причины возникновения этих обычаев и психологические процессы, обусловившие их развитие. Применение такого метода даст троякий результат:

- во-первых, выявит внешнюю среду, сформировавшую или видоизменившую элементы культуры;

- во-вторых, вскроет психологические факторы, определившие ее облик;

- в- третьих, определит влияние исторических связей;

С точки зрения реконструкции идей, этот метод представляется, куда боле плодотворным, чем обобщения сравнительного метода. Последний поневоле исходит из гипотетической модели развития, вероятность которой более или менее приблизительно определяется с помощью эмпирических данных.

Применение Боаса ограничено небольшим и четко обозначенным географическим пространством, а сопоставления не выходят за пределы исследуемого региона. И только собрав необходимые данные по этому региону, можно расширить горизонт исследования, хотя и здесь нужна величайшая осторожность в выводах, иначе легко упустить из виду главный тезис, а именно: при сходных чертах в культурах взаимоизолированных народов следует предполагать не общие корни, а независимое в каждом случае становление.

Вот почему, на наш взгляд, при недоказуемости прямого воздействия на соседние племена внешней среды следует всегда отдавать предпочтение историческим связям. Каждая культура пережила период изоляции, когда главные ее черты определялись достижениями предков и внешней средой. Но эта стадия надежно погребена под толщей новаций и заимствований и не поддается воссозданию без скрупулезнейшего отцеживания инородных элементов. Поэтому непосредственным результатом исторического метода будет история изучаемых с его помощью разноплеменных культур.

Исторический анализ следует рассматривать как критическое испытание, к которому наука прибегает до того, как факт признан доказанным. С его помощью определяется сопоставимость собранного материала, главным признаком которой мы считаем единообразие процессов. При доказанной исторической связи двух феноменов они не могут рассматриваться как независимые данные. В отдельных случаях непосредственные результаты этого метода имеют столь широкое значение, что вполне могут быть сопоставлены с лучшими достижениями сравнительных исследований. Чрезвычайно широкое распространение некоторых феноменов на территории громадных ареалов говорит об общем происхождении отдельных элементов местных культур. В наши дни М. Мид пишет, темп развития стал на столько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но часто даже оказывается вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, невербальным обстоятельствам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это в ...

Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя
Существует распространенное мнение, что основной задачей технологического образования уже на школьной скамье является формирование профессиональных навыков. Однако многие исследователи подчеркивают, что в современных условиях технологическое образование нужно рассматривать как процесс и результат у ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru