Боас всегда в своих работах уделял большое внимание психологии, этнологии. Еще в 1887 году он утверждал, что цель этнологии состоит в изучении этнологических и антропологических феноменов "в их историческом развитии и географическом распределении, и в их физиологическом и психологическом основании. В работе Боаса "Методах этнологии" он утверждает, что социальное поведение человека зависит в большой степени от ранних привычек, которые выработались прежде, чем человек начинает помнить себя и которые не проникают в его сознание т.е в детстве.
Каждая культура разнообразна, например «Примитивный человек», в отличие от цивилизованного, не способен контролировать свои импульсы, долго сосредоточивать внимание на чем-либо, что он в этих отношениях он подобен ребенку. Например обычаями индейцев с детства ребенку предписывается строгая сдержанность, выносливость, стойкое терпение - например, при совершении болезненных «инициаций», когда юношам делают обряд надрезов на коже, заставляют становиться коленями на раскаленные угли, или подпиливают зубы.
Различие между народами не заключается в их умах, а зависит больше всего от окружающей среды, географического положения, где человек родился и от их систем ценностей, правил поведения, установок и т.д. Даже самая важная ценность - добро, или благо, теряет, свое содержание, так как это понятие везде интерпретируется по разному, в итоге мы не можем прийти к единому мнению о том, что такое благо. Боас первый ученый- этнограф, который подверг критике общепринятую систему этических понятий. Он отказался от идеи духовно-нравственного превосходства европейских народов, он пришел к «релятивизму», признавая ценности других культур. Боас фактически отверг существование, каких бы то ни было общечеловеческих ценностей. С точки зрения Ф. Боаса и его учеников, культура явление особого рода, которое не может быть ни сведено к биологии, ни выведено из нее, не подведено под ее законы.
Тщательное изучение обычаев в контексте всей культуры практикующего их племени и обязательно с учетом их географического распространения у соседних племен почти всегда позволит нам с большой точностью определить причины возникновения этих обычаев и психологические процессы, обусловившие их развитие. Применение такого метода даст троякий результат:
- во-первых, выявит внешнюю среду, сформировавшую или видоизменившую элементы культуры;
- во-вторых, вскроет психологические факторы, определившие ее облик;
- в- третьих, определит влияние исторических связей;
С точки зрения реконструкции идей, этот метод представляется, куда боле плодотворным, чем обобщения сравнительного метода. Последний поневоле исходит из гипотетической модели развития, вероятность которой более или менее приблизительно определяется с помощью эмпирических данных.
Применение Боаса ограничено небольшим и четко обозначенным географическим пространством, а сопоставления не выходят за пределы исследуемого региона. И только собрав необходимые данные по этому региону, можно расширить горизонт исследования, хотя и здесь нужна величайшая осторожность в выводах, иначе легко упустить из виду главный тезис, а именно: при сходных чертах в культурах взаимоизолированных народов следует предполагать не общие корни, а независимое в каждом случае становление.
Вот почему, на наш взгляд, при недоказуемости прямого воздействия на соседние племена внешней среды следует всегда отдавать предпочтение историческим связям. Каждая культура пережила период изоляции, когда главные ее черты определялись достижениями предков и внешней средой. Но эта стадия надежно погребена под толщей новаций и заимствований и не поддается воссозданию без скрупулезнейшего отцеживания инородных элементов. Поэтому непосредственным результатом исторического метода будет история изучаемых с его помощью разноплеменных культур.
Исторический анализ следует рассматривать как критическое испытание, к которому наука прибегает до того, как факт признан доказанным. С его помощью определяется сопоставимость собранного материала, главным признаком которой мы считаем единообразие процессов. При доказанной исторической связи двух феноменов они не могут рассматриваться как независимые данные. В отдельных случаях непосредственные результаты этого метода имеют столь широкое значение, что вполне могут быть сопоставлены с лучшими достижениями сравнительных исследований. Чрезвычайно широкое распространение некоторых феноменов на территории громадных ареалов говорит об общем происхождении отдельных элементов местных культур. В наши дни М. Мид пишет, темп развития стал на столько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но часто даже оказывается вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, невербальным обстоятельствам.
Новое в образовании:
Умственное развитие ребенка
По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослы ...
Роль литературных произведений на занятиях технологии
В концепции государственной политики в области образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании. В настоящее время перед общеобразовательной школой ст ...
Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими
сторонами психического развития ребенка
Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не ...